Прокуратура в ходе прений в Мосгорсуде попросила приговорить бывшего корреспондента «Коммерсанта» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова к 24 годам лишения свободы по делу о госизмене. Об этом 30 августа сообщает в своем телеграм-канале сообщество адвокатов «Первый отдел», которое представляет интересы Сафронова.
Ивана Сафронова арестовали в июле 2020 года. ФСБ утверждает, что Сафронов сотрудничал с чешской разведкой и передавал сведения «о военно-техническом сотрудничестве России с ближневосточным африканским государством».
По версии следствия, в 2015 году Сафронов якобы передал политологу Дмитрию (Демури) Воронину, у которого есть гражданство Германии, информацию о российских войсках в Сирии, а в 2017 году — секретную информацию своему другу, чешскому журналисту Мартину Ларишу, которого следствие считает представителем чешской разведки.
Статья УК о госизмене предполагает наказание до 20 лет лишения свободы. Следствие обвиняет Сафронова в двух эпизодах сотрудничества с чешской и германской разведывательными структурами. По совокупности обвинений максимальное наказание в виде лишения свободы, которое может вынести российский суд, — 25 лет (за исключением пожизненного срока и случаев, когда наказание назначается по совокупности нескольких приговоров — до 30 лет).
Издание «Агентство» 29 августа выпустило расследование на основе обвинительного заключения по делу Сафронова, из которого следует, что ни один из свидетелей обвинения ничего не знает о преступлениях, которые вменяют Сафронову. ФСБ утверждает, что Сафронов выведал сведения, содержащие гостайну, у чиновников, имевших к ней допуск. Но согласно их показаниям, которые есть в обвинительном заключении, никто из них не передавал журналисту секретные сведения.
Воронин, для которого Сафронов написал несколько аналитических обзоров, был задержан в феврале 2021 года по обвинению в госизмене. Он пошел на сделку со следствием и дал показания на журналиста. Однако в апреле 2022 года на закрытом судебном заседании Воронин отказался от своих показаний, сказал, что оговорил журналиста и дал показания в его пользу. «Агентство» также рассказало, что с Ворониным сотрудничали десятки других российских журналистов и писали для него различные материалы.
Сам Сафронов связывает преследование со своей журналисткой деятельностью.
В июле 2020 года адвокат журналиста Иван Павлов* рассказывал, что следователь ФСБ предлагал Сафронову сделку со следствием с условием раскрыть его журналистские источники. Сафронов отказался от предложения заключить досудебное соглашение.
Затем следствие предлагало журналисту сделку в обмен на звонок матери, но он снова отказался. Еще раз следователь предлагал Сафронову подписать досудебное соглашение в ноябре 2021 года. В колонке для газеты «Ведомости», позже удаленной изданием, Сафронов писал о предложениях сделок так:
«Если тебе 30 лет, в конце концов, все можно пережить и перетерпеть. Но если обвиняемому уже за 60 и впереди маячит солидный срок на зоне, то человек ломается. Его нельзя судить за это — каждый сам волен делать свой выбор. Но я неоднократно слышал, что в местах лишения свободы информацией о «досудебщиках» интересуется не только администрация исправительной колонии, но и осужденные. Я свой выбор, к слову, сделал — никаких сделок».
Иван Сафронов с 2010 по 2019 год работал в газете «Коммерсантъ», его основными темами были армия, вооружение и космос. В апреле 2019 года в «Коммерсанте» вышел материал, посвященный Валентине Матвиенко, в котором со ссылкой на источники утверждалось о возможном ее уходе с поста председателя Совета Федерации. У заметки было несколько авторов, в том числе Сафронов. 20 апреля он и другой автор текста Максим Иванов сообщили, что их вынудили уйти из «Коммерсанта» по соглашению сторон. В связи с этим об уходе объявили все сотрудники отдела политики «Коммерсанта». После этого Сафронов работал в «Ведомостях», а в мае 2020 года стал советником главы «Роскосмоса», который тогда возглавлял Дмитрий Рогозин.
* признан в России иноагентом