Бизнесмен Евгений Чичваркин* рассказал RTVI в программе «Вы держитесь» о главном персональном разочаровании года, бизнес-лузерах, отношении к Дмитрию Медведеву, уважении к Алле Пугачевой и Максиму Галкину*, а также о том, что ожидает рубль и экономику России в 2023 году.
О главном разочаровании года
О Дмитрии Медведеве
А еще этот год, кроме года позора, это год испорченных некрологов. Такого количества… уничтоженных репутаций — я не помню, когда они еще были. [К Медведеву] я относился с благодарностью. Я не критиковал его вообще, ни одного плохого слова больше чем за 10 лет про него не сказал. Потому что я к нему лично относился с благодарностью. В 2008 году я к нему обратился с просьбой обратить внимание на то, как нас прессуют менты, и с просьбой помочь, чтобы нас не прессовали. И в итоге ментов разогнали, людей выпустили из тюрьмы при точном участии президента (на тот момент он был президентом) и Администрации президента. Это точно было сделано под их левым взором. Попасть в 0,2% оправдательных приговоров в России — это… И я был, безусловно, за это благодарен.
У людей есть выбор — уехать. У него был выбор… Сейчас тоже есть какие-то серьезные федеральные политики, которых мы перестали слышать, кому это всё не близко. Недавно был список, и действительно там кто-то просто сидит, продолжает свою работу, продолжает служить Путину, просто молчит, не ходит ни на камеру, ни в телевизор — никуда. То есть видно, что людям всё, что вытворяет Путин, абсолютно не близко.
О том, удивила ли его позиция Аллы Пугачевой и Максима Галкина*
Алла — нет, не удивила, потому что, когда она в 2012 году, по-моему, наехала на [бывшего замглавы администрации президента России Владислава] Суркова, я тогда первый раз подумал: «Ого!» То есть человек с достоинством, пронес его через всё. Понятно, что для нее деньги тоже далеко не пустой звук. Человек, для которого деньги ничего не значат, не будет себе делать такие огромные дворцы с финтифлюшками. Несмотря на это, они этим всем рискнули. И будущими своими большими заработками рискнули. На сколько-то лет, а может быть, пожизненно, лишили себя этой возможности, но сохранили репутацию. Уважение к Алле и Максиму.
Почему молчит Владимир Познер
Моя подруга Татьяна подошла к нему в ресторане и спросила, почему он молчит. Он сказал, что он много думает об этом и когда-нибудь скажет. А потом он кому-то сказал, что он скажет, когда закончится [конфликт].
Есть такая песня «Несчастного случая» Кортнева «Со страху». Бабки-то здесь. Всё здесь, бабки здесь… Поговаривают, что жена держит его рот закрытым, и так как в России скрытый матриархат, а зачастую даже и не скрытый, то я бы поверил, что, может быть, так и есть.
О ситуации с телеканалом «Дождь»*
Национальный совет по электронным СМИ Латвии решил аннулировать лицензию на вещание «Дождя»* 6 декабря, объяснив свои действия соблюдением интересов государственной безопасности и общественного порядка. Это произошло после того, как 1 декабря журналист Алексей Коростелев в эфире канала призвал зрителей присылать информацию о нарушениях при мобилизации и заявил: «Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе, мы смогли помочь, например, с оснащением и с просто элементарными удобствами на фронте». На следующий день глава информационной службы «Дождя»* Екатерина Котрикадзе* сообщила об увольнении Коростелева.
Мне по-человечески жалко [гендиректора «Дождя»*] Наташу [Синдееву*], я к ней лично очень хорошо отношусь. Я высказался за и поддержал их… При первой возможности пожму руку [главреду «Дождя»* Тихону] Дзядко*. Мальчик этот сморозил полную [чушь] и потом, объяснив, он сказал, что где-то лукавил, либо когда он это говорил в эфире, либо когда объяснял. И то, и то непрофессионально с точки зрения журналистики.
Они поступили истерично. Если б это была, наверное, страна с менее острым восприятием «русского вопроса»… В Латвии всё очень прям болит и искрит, и не без причины. Я думаю, что там скрытых поклонников Путина несколько десятков процентов, и это внутренняя бомба, которую они 30 лет не могли разобрать.
И кстати, «Дождь»* помогал ее потихоньку разбирать, так как они вещают на русском, говорят понятные вещи, [помогал] потихоньку перетаскивать это старое, возрастное поколение, которое «за нас, за Северный Кавказ и за спецназ», живущих в еврозоне, в стране НАТО, в комфортной, в целом преуспевающей стране и продолжающих смотреть русский телевизор. Они их стали хотя бы немного перетаскивать на светлую сторону. Те хотя бы начали слышать альтернативную повестку. Они были приглашены в Латвию специально для этого, я не помню, кем именно, но не тем, кто забрал лицензию, которой не было, кстати… То есть приглашение их именно в Латвию — это было мудрое решение властей.
Но из-за того, что всё поляризировалось, очень просто воспринимать этот мир черным и белым. Поэтому случилось как случилось. Если бы, например, это было даже в соседней Литве, он [Алексей Коростелев] бы потом извинился, покаялся, его бы отстранили от эфира на «X»-количество времени, например. Еще раз выступил бы директор, владелица, он сам, и через какое-то время, наверное, сочли бы инцидент исчерпанным.
«Дождь»* найдет финансирование и откроется в другой стране, если не получится восстановиться в Латвии, потому что такие новости, так поданная информация на русском языке важна. Я за полную свободу слова. Просто слово, изреченное сейчас, может уничтожить репутацию в секунду, и против тебя будет мнение, что ты ватник, продажная скотина и Z-активист.
О том, кто сейчас является лидером российской оппозиции
«Антивоенный комитет». Это не человек, это группа из почти уже 20 человек. Для официальной России мы — враги. Для Украины, для большинства — все русские, что бы ты как ни говорил. А для многих, кто там потерял родных, близких, всё, что он слышит на русском языке, — все враги.
Для Запада: приехали люди, богатые русские, деньги сделали там, кто-то чуть-чуть Путина застал, кто-то не чуть-чуть, что-то пытаются здесь делать… Санкции применили против паспортов, не против личностей за их действия, а против паспортов в Европе. Как карикатура с барашком, где русский против [конфликта] получает три ведра помоев со всех трех сторон, — вот это мы.
Заявление о создании «Антивоенного комитета» было опубликовано 27 февраля в телеграм-канале Михаила Ходорковского. В нем говорилось о необходимости консолидировать выступающих против боевых действий России на Украине. По словам авторов документа, российских граждан против их воли втянули в «страшное и постыдное явление».
О том, кто стал главным бизнес-лузером года
Те, у кого приморозили активы. И олигархи, и те, которые уехали, всё бросив, или на эмоциональном фоне продали за копейки — они, по сути, проиграли. Многие из них выиграли репутационно, но по деньгам, если смотреть с точки зрения чистого бизнеса, безусловно [проиграли].
У нас [в винном магазине Чичваркина* в Лондоне] тоже в самом начале очень многие поотменяли тестинги (дегустации)… «Russian-owned». Писали: «всех русских отсюда долой»… А потом подразобрались. Если ты живешь в стране с развитым футболом, а у тебя нет достаточного образования и знаний, то очень просто примкнуть к ментальности футбольного фаната, где «всё, что делает наша команда — всё хорошо, всё, что делает их команда, — всё плохо».
О Романе Абрамовиче
Не Путин же его туда [на переговоры с Украиной] послал. Я думаю, что эта его поездка, безусловно, была с Путиным согласована, но я не думаю, что он его туда послал. Если ты хочешь мира, ты бы не начинал [конфликт].
Я думаю, что если бы мнение Абрамовича было решающим, это была бы просто абсолютно процветающая страна, сосредоточенная на бизнесе, на скупке всех мировых активов, так как он большой гедонист, ценитель идеальной жизни, перфекционист. Всё вокруг него так и работает. То есть это точно не злой гений, это точно не плохой герой.
А что касается «Альфы»: есть бизнесы, которые были сделаны до Путина, сохранившиеся и развившиеся не благодаря, а вопреки Путину, и это самое главное. Я думаю, что это поймет судья Верховного суда, потому что институт судей Верховного суда здесь такой. Они будут действовать в интересах общества. Сейчас это слово звучит отвратительно, но там уровень истинного патриотизма совершенно другой. И они будут судить, я думаю, нормально… Пройдут годы, и в Верховном суде будет решение, что их оставят в покое.
О том, что известно об участии Романа Абрамовича в марте этого года в переговорах между Россией и Украиной читайте в материале RTVI.
О том, каким будет 2023 год
В России, как пел Егор Летов, «советская отчизна погружается в говно». Санкции потихоньку, несильно, но подтачивают… Я думаю, что уровень жизни будет медленно катиться вниз, количество возможностей, свободы слова еще будет меньше, свободы перемещения еще будет меньше… Потихоньку людей будут забирать [для участия в боевых действия].
Я не думаю, что будут какие-то резкие изменения. Медленное погружение… А погружаться так русский народ еще может долго, многие годы. Уныние. «Победобесие» в телевизоре, уныние на кухне.
О курсе доллара и российской экономике в 2023 году
Конечно, [доллар будет выше 100 рублей]. Фарш невозможно провернуть назад. Ничего не получится, это [текущий курс] они не удержат. Пока получается, а потом перестанет получаться. [Российская экономика] не рухнет — она будет медленно-медленно сползать. Нефтяной шантаж уже не получился, нефть уже стоит столько же или дешевле, чем она была до начала конфликта. С газом будет то же самое. Через какое-то время нужно будет давать скидки, перемешивать ее с чем-то, как-то еще более ухищряться, чтобы торговать ею.
Валютная выручка не будет настолько маленькой, чтобы прекратить боевые действия, но ее будет не хватать, против нее просто поднапечатают рублей, чтобы дальше всё внутри происходило и двигалось. Так как экономика изоляционная уже меньше зависит от валюты, то можно их допечатать. Пусть курс будет меньше, ну а фермер что-то производит, какую-то еду продает. Да, новый iPhone будет неприятно стоить, а всё, что касается еды, внутри не будет напрямую, пропорционально вырастать. Ну и ладно. Ассортимент в магазинах [будет] меньше, меньше иностранного, выше цены. Раньше микрокредит за два-три дня до зарплаты нужно [было] брать, сейчас будет на середине месяца, например.
Какие-то большие компании, как «Магнит», по сути, выкупили, а сейчас уже, мне кажется, никто ничего выкупать не будет, будут отбирать просто.