Следственный комитет России сообщил о возбуждении уголовного дела по факту нападения на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова 4 июля в Чечне. Дело заведено по двум статьям — об умышленном причинении вреда здоровью средней (ст. 112 УК РФ) и легкой тяжести (ст. 115 УК РФ).
«В настоящее время следственной группой проводится комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к данному преступлению, и всех обстоятельств произошедшего», — говорится в сообщении СК.
Ведомство сообщило о возбуждении дела спустя час после того, как редакция «Новой газеты» рассказала, что у Милашиной после обследования в московской клинике диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, до 14 переломов костей кистей рук и множественные ушибы мягких тканей. «Сознание [Милашиной] ясное, состояние стабильное», — отметило издание.
Днем 5 июля адвокат Немов, также подвергшийся нападению в Чечне, рассказал RTVI о своем состоянии. По его словам, у него зафиксировано множество гематом, ушибов, а также ножевое ранение, но «динамика хорошая».
Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина и адвокат Александр Немов подверглись нападению в Чечне во вторник, 4 июля. Они приехали в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой, супруге экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева.
«Команда против пыток»* сообщала, что журналистку и адвоката били в том числе ногами, а также угрожали убийством, у обоих зафиксированы множественные ушибы и травмы. На фотографиях Милашиной видно, что у нее обрита голова, она облита зеленкой.
В Кремле заявили, что президенту Владимиру Путину доложили о произошедшем в Чечне. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отметил, что «речь идет об очень серьезном нападении, которое требует достаточно энергичных мер».
Глава Чечни Рамзан Кадыров поручил установить личности нападавших. Чеченский омбудсмен Мансур Солтаев назвал нападение на Милашину и Немова «дерзкой диверсионной провокацией против республики».
Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев в свою очередь выступил с утверждением, что в нападении якобы виден «характерный почерк западных спецслужб». По его мнению, некоторые общественные деятели «усиленно раздувают» тему нападения на Милашину и Немова.
Омбудсмен Чечни Мансур Солтаев вечером 4 июля сообщил, что напавшие на журналистку и адвоката передвигались на машине без номерных знаков. По словам Солтаева, личности нападавших не установлены.
Избитый адвокат Немов должен был представлять в суде интересы Заремы Мусаевой, но после нападения не смог присутствовать на оглашении приговора. Суд в отсутствие представителей стороны защиты приговорил Мусаеву к 5,5 годам колонии общего режима по делу о применении насилия к сотруднику полиции и мошенничестве.
Сын Мусаевой, оппозиционный активист, юрист и правозащитник Абубакар Янгулбаев, назвал приговор «равнозначным смертному».
* бывший «Комитет против пыток», который был признан иноагентом и самоликвидировался