Президент России Владимир Путин 7 декабря в режиме видеоконференции провел встречу с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Правозащитники обсудили с главой государства вопросы, связанные с мобилизацией и военной операцией на Украине, а также с возможностью применения ядерного оружия и возвращения смертной казни. RTVI собрал самые важные заявления российского лидера.
О мобилизации
В проведении дополнительной мобилизации в России нет необходимости, заверил президент. По его словам, на боевых рубежах сейчас находятся только 77 тысяч человек из 300 тысяч мобилизованных. Еще 150 тысяч человек — «боевой резерв» — проходят дополнительную подготовку на полигонах и в учебных центрах Минобороны.
«В этих условиях разговор о каких-то дополнительных мобилизационных мероприятиях не имеет смысла. Необходимости для государства, для Минобороны нет никакой», — утверждал Путин.
Отдельно он высказался о тех, кто покинул страну после объявления частичной мобилизации с целью ее избежать. Президент заявил, что это «отдельная тема», требующая долгого обсуждения, и отказался давать оценки действиям уехавших граждан. «Не знаю, может, кто-то считает, что это даже не их страна», — предположил глава государства.
На вопрос председателя СПЧ Валерия Фадеева о проблемах с экипировкой мобилизованных Путин признался: «Мне казалось, что все уже решено», — после чего попросил дать ему дополнительную информацию и пообещал «как можно быстрее» с этим разобраться.
О военной операции и ядерном оружии
Президент России признал, что достижение результатов военной операции на Украине — это «длительный процесс». При этом, по его словам, уже достигнуты значимые результаты: «Чего уж греха таить, Азовское море стало внутренним морем Российской Федерации — это серьезные вещи».
Российский лидер высказал убеждение в том, что лишь Россия может являться «единственным настоящим гарантом территориальной целостности Украины в сегодняшних границах», но решение этого вопроса, по его словам, зависит от будущих украинских политиков.
Путин подчеркнул, что Россия будет «защищать себя всеми имеющимися в ее распоряжении средствами», поскольку «нам не оставили никаких больше шансов на урегулирование ситуации мирным путем». Он констатировал, что угроза применения ядерного оружия «нарастает».
«По поводу того, что Россия ни при каких обстоятельствах не применит [ядерное оружие] первой. Ну, если не применит первой ни при каких обстоятельствах, значит, и второй тоже не применит, потому что возможности применения в случае ядерного удара по нашей территории… они сильно ограничены», — сказал Путин.
О смертной казни, ЕСПЧ и мошенниках
Президент заявил, что его позиция по поводу возможности возрождения практики смертной казни в России остается прежней. «Я против», — пояснил он.
Путин также пообещал членам СПЧ прекратить практику перевозки подследственных за ненасильственные преступления в кандалах и пресечь «явные нарушения прав человека», проявляющиеся в длительном содержании подозреваемых в СИЗО до суда.
Отдельное внимание глава государства уделил прекращению работы с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). По его словам, российские граждане могут по тем же вопросам обращаться в «собственный Конституционный суд».
Кроме того, речь на встрече зашла о массовой проблеме мошеннических действий, в результате которых россияне теряют крупные суммы со своих банковских счетов. Путин согласился с тем, что этот вопрос требует решения, и заявил о необходимости «выработать общий подход по возврату денег, утраченных гражданами».