Представители Госдепа США консультировались с советским диссидентом и одним из основателей Московской Хельсинской группы Натаном Щаранским после ареста журналиста The Wall Street Journal (WSJ) Эвана Гершковича. Об этом сам Щаранский рассказал RTVI. Он выразил надежду на то, что в отношении освобождения Гершковича власти США будут вести «очень жесткую политику».
Арест журналиста WSJ, отметил Щаранский, «очень напоминает» задержание иностранных корреспондентов по его собственному делу. По словам диссидента, после задержания Гершковича ему позвонили из Госдепартамента США, чтобы узнать его мнение относительно того, что «можно сделать для обмена или какого-то другого решения».
«Я сказал, что не знаю, что можно сделать в плане закрытой дипломатии, но я точно знаю, что очень важно, чтобы Америка в самые ближайшие дни объявила, что обвинения в шпионаже — это чушь. Так же как в свое время сделал [39-й президент США Джимми] Картер. И буквально через двенадцать часов после нашего разговора секретарь [Энтони] Блинкен сделал заявление. Должен сказать, с моей точки зрения, недостаточно сильное <…>Я надеюсь, что власти Америки будут вести очень жесткую политику в этом вопросе», — рассказал правозащитник.
Подробнее об обменах между Россией и США смотрите в спецрепортаже RTVI.
Анатолий (Натан) Щаранский участвовал в еврейском движении в СССР, в 1976 году был одним из создателей Московской Хельсинкской группы. Через год после этого он был арестован по обвинениям в измене родине и клевете «с умыслом подрыва советского общественного строя». По версии следствия, Щаранский собирал и передал агенту американской военной разведки Роберту Тоту, работавшему в Москве под видом журналиста, списки лиц, которым было отказано в выезде из СССР под предлогом сохранения гостайны. В 1978 году суд приговорил его к 13 годам лишения свободы. В феврале 1986 года Щаранский был освобожден и отпущен на «мосту шпионов» во время обмена арестованных за рубежом разведчиков из стран соцблока.
Журналиста московского бюро WSJ Эвана Гершковича задержали 30 марта в Екатеринбурге по подозрению в шпионаже (ст. 276 УК). По этой статье ему грозит до 20 лет лишения свободы. По версии ФСБ, Гершкович собирал секретные сведения об одном из российских оборонно-промышленных предприятий по заданию американской стороны. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что журналиста «взяли с поличным».
Редакция WSJ отвергла обвинения в адрес своего сотрудника и потребовала его немедленного освобождения. Издание предположило, что Гершковича арестовали, чтобы обменять на россиян, которые в США обвиняются в совершении преступлений.
Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал арест Гершковича неправомерным и рекомендовал американским гражданам, проживающим или путешествующим по России, немедленно покинуть страну. Госдепартамент призвал освободить журналиста, а также осудил «подавление Кремлем независимых голосов в России», а президент США Джо Байден заявил, что происходящее с Гершковичем «абсолютно незаконно». Освободить журналиста также призвали более 40 стран.