Россия упоминается в числе первого из партнеров Китая во внешней политике, два других — США и Евросоюз, следует из списка приоритетных задач на 2023 год, опубликованного на сайте китайского МИД. Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что в следующем году стоит ожидать углубления отношений Москвы и Пекина, но также возвращения «на правильный курс» взаимодействия страны с США. Третье по важности направление китайской дипломатии в 2023 году — связи с Европейским союзом. Также Ван И заявил о проведении в следующем году третьего форума «Пояс и путь» и повышении активности председателя КНР Си Цзиньпина во внешней политике.
По словам Ван И, Китай собирается углублять и укреплять «всестороннее стратегическое партнерство» с Россией. В то же время тесные связи с Москвой не мешают Пекину продолжать восстанавливать отношения с Вашингтоном, заверил дипломат. Необходимо «реализовать консенсус, достигнутый лидерами Китая и США [на саммите G20 на Бали]» и вернуть отношения «на правильный курс», говорится в заявлении. Что касается Евросоюза, Ван И рассказал о необходимости активизировать контакты между первыми лицами и «стратегическое взаимодействие».
КНР будет продолжать придерживаться своей прежней позиции по устройству глобального управления путем сотрудничества в рамках ООН, следует из документа китайского МИД. В Пекине убеждены в необходимости сохранять международный порядок, основанный на праве, однако там выступают против «гегемонизма» и запугиваний отдельных стран.
Ван И косвенно коснулся и «открытия» Китая, что последует после окончательного снятия жестких антиковидных мер правительства. «Необходимо сделать удобным передвижение людей из Китая и в Китай и обеспечить стабильность цепочек поставок», — сказал министр. Как сообщила Национальная комиссия по здравоохранению, с 8 января китайское правительство планирует отменить карантин для прибывающих в Китай. Упомянул глава китайского МИД и намерение страны провести третий форум «Пояса и Пути» — китайской инициативы по расширению возможностей китайской торговли и инвестирования за рубежом. Предыдущий форум проходил в апреле 2019 года еще до начала COVID-19.
Также Ван И ожидает от своих коллег более усердной работы по обеспечению дипломатии главы государства — председателя КНР Си Цзиньпина и Центрального комитета Компартии. Согласно заявлению, следующий год будет кульминационным с точки зрения личной дипломатии китайского руководства.
Декабрь 2022 года ознаменовался активизацией российско-китайских отношений. Так, 14 декабря американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники среди советников китайских властей писала, что Си Цзиньпин поручил Госсовету наладить более тесные экономические связи с Россией. 21 декабря Пекин с визитом посетил зампредседателя Совета Безопасности Дмитрий Медведев, где встретился с Си Цзиньпином — встреча прошла по линии межпартийного взаимодействия, политики выступали в качестве председателя «Единой России» и генсека ЦК Компартии Китая. 26 декабря пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о планах проведения переговоров между президентом России Владимиром Путиным и Си Цзиньпином до Нового года.
Восемь принципов китайской дипломатии
Помимо плана действий во внешней политике, Ван И выделил и восемь ключевых принципов китайской дипломатии:
— «Первоначальная миссия». Это подразумевает «великое возрождение китайской нации», то есть в первую очередь объединение с Тайванем, а также вклад Китая в развитие человечества.
— «Модернизация в китайском стиле». Впервые такая формулировка прозвучала на XX съезде КПК в докладе генсека ЦК КПК Си Цзиньпина. Согласно китайскому МИД, китайский опыт модернизации экономики может стать основой и примером для развивающихся стран.
— «Мирное развитие и антигегемонизм». МИД КНР намерен защищать «законные права» как Китая, так и других стран.
— «Сообщество единой судьбы человечества». Основа современной концепции внешней политики Китая, в рамках которой Пекин призывает страны сплотиться в разрешении проблем глобального характера — изменение климата, нехватка продовольствия, загрязнение окружающей среды.
— «Открытость к контактам». Китай хочет взаимовыгодных экономических отношений с другими странами, дальнейшей либерализации торговли и «правильной» экономической глобализации. Под неправильной глобализацией, скорее всего, имеются в виду торговые и технологические ограничения, введенные со стороны США
— «Опора на собственные силы». Китай против присоединения к блокам или создания союзов, чтобы это не ограничивало его возможности диалога с любыми странами.
— «Равенство цивилизаций». Китай готов уважать другие культуры и учиться у других цивилизаций, но ожидает и взаимного уважения своей культуры.
— «Поддерживать дух борьбы». Несмотря на мирные устремления, Пекин не потерпит нарушений своей территориальной целостности и иностранного вмешательства [Тайваньский вопрос] и сделает все, чтобы внешние силы не помешали реализации «великого возрождения китайской нации».