Новый пакет санкций Евросоюза официально вступил в силу. В черный список попал основатель «Яндекса» Аркадий Волож, командование и офицеры 64-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады России, а Сбербанк, МКБ, Россельхозбанк и Белорусский банк развития и реконструкции были отключены от системы SWIFT. Об этом 3 июня сообщается в журнале ЕС.

В списке нет предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла (ранее об этом Евросоюз попросила Венгрия). В общей сложности в санкционный список попали 18 юридических лиц и 65 физических. В их числе: дети пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, его супруга Татьяна Навка, олимпийская чемпионка Алина Кабаева, Александра Мордашова (супруга главы «Северстали» Алексея Мордашова), начальник Национального центра управления обороной России Михаил Мизинцев, депутат Сергей Савостьянов, глава Роскомнадзора Андрей Липов, назначенный Россией глава Херсонской области Владимир Сальдо.

Помимо этого, Евросоюз запретил покупку, импорт и транзит сырой нефти (вступит в силу через полгода) и некоторых нефтепродуктов из России (через восемь месяцев). Временное исключение сделано для поставок нефти по трубопроводу «Дружба» в наиболее зависящие от него страны Венгрию, Словакию и Чехию, а Болгарии и Хорватии ЕС пошел на уступки в отношении поставляемой через море российской нефти и вакуумного газойля.

Кроме того, под санкции ЕС попали УАЗ, КамАЗ, акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой»», Нижнекамский завод грузовых шин, Балашихинский литейно-механический завод, «Военторг», ООО «ВоенТекстильПром» и другие компании, обвиняемые в поставках продукции для российской армии. Также в «черный список» попал Национальный расчетный депозитарий, который входит в группу «Московской биржи».

  • По подсчетам Bloomberg, только запрет на поставки нефти по морю может привести к тому, что Россия потеряет от $10 млрд до $22 млрд в год в виде доходов от экспорта. Из-за этого российские поставщики будут вынуждены продавать топливо в Азию с существенной скидкой.

О спецоперации

Россия начала специальную военную операцию на Украине 24 февраля, и в этот же день пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва готова к переговорам, если украинское руководство будет обсуждать ключевые российские требования: нейтральный статус и отказ от размещения вооружений на своей территории. Готовность к решению конфликта дипломатическим путем подтвердил и президент Украины Владимир Зеленский.

Первый раунд переговоров между украинской и российской делегациями прошел 28 февраля в Беларуси, а на четвертом раунде 29 марта в Турции стороны достигли первых успехов. Украина представила письменные предложения по нейтральному и внеблоковому статусам, отказу от размещения иностранных военных баз и войск и хранения оружия массового поражения. В свою очередь Москва заявила, что «кардинально» сокращает военную активность на киевском и черниговском направлениях.

Однако уже в начале апреля напряжение вокруг переговоров снова возросло на фоне событий в украинской Буче. 8 апреля советник офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что «украинское общество с гораздо большим негативом относится к любой переговорной концепции, которая касается России». 12 апреля президент России Владимир Путин также заявил о тупиковой ситуации в переговорном процессе и обвинил украинскую сторону в отходе от договоренностей, достигнутых в Стамбуле.

В середине мая Москва и Киев почти синхронно объявили о том, что переговоры по мирному урегулированию фактически прекращены. В частности, 17 мая замглавы МИД России Андрей Руденко объявил: «Переговоры не продолжаются. Украина фактически вышла из переговорного процесса», — сказал Руденко.

В тот же день заявление аналогичного характера сделал советник руководителя офиса украинского президента Михаил Подоляк, отметивший, что с начала военной спецоперации «события на Украине <…> существенно изменились», а «после стамбульского коммюнике существенных изменений, продвижения вперед нет».