Госсекретарь США Энтони Блинкен завершил африканское турне, во время которого посетил ЮАР, Демократическую Республику Конго и Руанду. На фоне нейтральной позиции Африки по украинскому вопросу он подчеркнул, что не ставит африканские государства перед выбором союзников, и представил новую американскую стратегию в отношениях со странами Африки к югу от Сахары. Главное об интересах США и России на континенте — в материале RTVI.
Итоги поездки
7-9 августа госсекретарь посетил ЮАР, где представил новую стратегию американского правительства в отношениях со странами Африки к югу от Сахары, которая подчеркивает геополитическую важность региона и «равное партнерство».
Затем в Демократической Республике Конго Блинкен обсудил земельный аукцион для нефтяных компаний, на который правительство страны выставило земли в бассейне реки Конго, включая тропические леса. По словам госсекретаря, президент ДРК пообещал ему, что предлагаемые действия не будут осуществляться «в отсутствие полной оценки воздействия на окружающую среду».
Блинкен назвал основной задачей своего визита в ДРК и Руанду поддержку усилий по остановке конфликта и насилия (речь идет о межэтническом конфликте в регионе Северный Киву на востоке страны; власти ДРК обвиняют соседнюю Руанду в оказании помощи антиправительственным формированиям). «Я обсудил заслуживающие доверия сообщения, свидетельствующие о том, что Руанда продолжает поддерживать повстанческую группировку „М23“ и имеет свои вооруженные силы на территории ДРК», — сказал Блинкен во время пресс-конференции в Руанде. «М23» («Движение 23 марта») — вооруженная повстанческая группировка, действующая на востоке Конго; по данным ООН, которые приводит Reuters, к июлю движение контролировало территорию почти в три раза большую, чем в марте. Госсекретарь также обсудил вопрос соблюдения прав человека в Руанде, где 11 августа и завершил поездку.
Без внимания не остался и украинский вопрос. «Если мы позволим большой стране запугивать маленькую, просто вторгнуться в нее и захватить ее территорию, то „сезон будет открыт“ не только в Европе, но и во всем мире», — заявил Блинкен. В ДРК Блинкен сравнил украинский кризис с местным конфликтом на востоке страны: «…все страны должны уважать территориальную целостность своих соседей».
Африка — в центре внимания
Африканский континент все больше привлекает зарубежных политиков. Эксперты подчеркивают, что и Россия, и США в последнее время активизировали свою политику в регионе — они имеют здесь значительные экономические интересы на фоне растущего влияния Китая.
Борьба между Россией и США носит и политический характер — ее катализатором стал украинский конфликт. Многие африканские страны придерживаются нейтральной позиции по этому вопросу, и СМИ увидели в поездке Блинкена попытки склонить африканские страны на свою сторону.
Ранее Африку посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров, который побывал в Египте, Республике Конго, Уганде и Эфиопии. Параллельно с туром Лаврова президент Франции Эммануэль Макрон посетил Камерун, Бенин и Гвинею-Бисау. Побывать на юге Африки планирует и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
«Свобода выбора»
В новой американской стратегии, выдвинутой госсекретарем в южно-африканском Университете Претории, первым пунктом прозвучала именно свобода выбора: «Соединенные Штаты не будут диктовать Африке выбор. И никто другой не должен». В своей речи Блинкен подчеркнул стремление Соединенных Штатов помочь Африке (перечислив американские инициативы на континенте, а также указав на предоставленную африканским странам гуманитарную помощь в $6,6 млрд) и указал на негативные последствия украинского кризиса для континента.
Глава МИДа ЮАР Наледи Пандор сказала, что не видит со стороны США попыток заставить Африку занять определенную позицию по Украине, при этом напомнив о рассматриваемом в Конгрессе законе о противодействии «враждебной активности» России в Африке.
«Но с точки зрения нашего взаимодействия с некоторыми из наших партнеров в Европе и в других местах, было чувство покровительственного запугивания — „вы выбираете это или что-то еще“. Недавний закон, принятый в США Палатой представителей, мы считаем самым неудачным — мы надеялись, СМИ расскажут о нем больше. Потому что, если мы верим в свободу — как я говорю, свободу для всех — нельзя говорить, что из-за того, что Африка делает это, ее накажут Соединенные Штаты. Поэтому принятие закона одной палатой стало разочарованием, и мы надеемся, что другая палата не согласится с таким оскорбительным законом».
Билль был внесен в Конгресс 31 марта, в апреле большинством голосов его одобрила Палата представителей. Сейчас он находится на рассмотрении Сената. Инициатор законопроекта — конгрессмен-демократ, председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Грегори Микс (в январе он предлагал законопроект о санкциях против России на случай агрессии против Украины). Он считает, что Россия будет продолжать искать пути, чтобы «расхищать, манипулировать и эксплуатировать ресурсы» в Африке, «уклоняться от санкций и подрывать интересы США».
Если законопроект одобрят в Сенате, госсекретарю придется разработать и представить Конгрессу стратегию и план ее применения для «противодействия враждебному влиянию и деятельности Российской Федерации и ее прокси в Африке», направленных против целей и интересов Соединенных Штатов в регионе.
Согласно законопроекту, будущая стратегия должна включать программы и инициативы по укреплению демократических институтов в Африке, реализации антикоррупционных инициатив, мониторингу добывающих отраслей промышленности африканских стран, отслеживанию политического влияния России на континенте и ее операций по дезинформации.
Документ содержит пункт об отслеживании деятельности «российских, связанных с Россией или финансируемых Россией частных военных кампаний в Африке», а также о выявлении лиц, которые содействуют деятельности, приносящей пользу находящимся под санкциями и связанным с Россией лицам и организациям. В законопроекте сказано о привлечении к ответственности правительств, лиц и организаций, причастных к нарушению санкций США или содействию уклонению от них, с помощью санкций или других ограничений.
Россия не только является крупнейшим поставщиком оружия на континент, но и имеет интересы в других сферах, инвестирует в африканские предприятия. По данным нигерийской организации SBMIntel, с 2015 года Москва подписала соглашения о военном сотрудничестве с 27 африканскими странами, то есть почти с половиной континента. Особое внимание за рубежом привлекает деятельность ЧВК «Вагнер».
В интервью Radio France Internationale на вопрос об этом законопроекте Блинкен не дал прямого ответа: «Я не хочу вступать в гипотетическую дискуссию о законопроекте, который может быть принят, а может — и не быть. <…> Для нас это не вопрос конкуренции с другой страной в Африке, это вопрос построения общего будущего, которое принесет пользу американскому народу и, я думаю, африканскому тоже», — заявил он.
Ранее закон отказался комментировать координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, заявив, что ситуация с целым рядом проблем в области безопасности в Африке «не становится лучше благодаря участию на континенте таких стран, как Китай и Россия». «Каждая страна должна принимать свои собственные решения о том, с кем собирается взаимодействовать», — сказал он.
Обеспокоенность влиянием закона на Африку еще весной выражали некоторые политики и эксперты. Аналитический центр The Institute for Security Studies цитировал высокопоставленного африканского чиновника: «Зачем нацеливаться на Африку? Они [США] явно недовольны тем, как многие африканские страны проголосовали на Генеральной Ассамблее, и их относительно нейтральной позицией [по Украине]». Президент и генеральный директор международного аналитического центра International Crisis Group Комфорт Эро сказала, что речь идет не столько об африканских странах, сколько «о попытках Конгресса найти способы наказать Россию».