Вице-президента Сбербанка, экс-заместителя главы Минпросвещения Марину Ракову объявили в федеральный розыск. Бывшая чиновница не явилась на допрос по делу о хищении бюджетных средств в размере более 50 млн рублей в рамках нацпроекта «Образование». Помимо Раковой, претензии возникли еще к двум высокопоставленным сотрудникам Сбербанка – Максиму Инкину и Евгению Заку. Накануне их арестовал Тверской суд Москвы. RTVI собрал все, что известно об этом уголовном деле.

Карьера

Марина Ракова родилась 7 апреля 1983 года в городе Горняк Алтайского края в семье прокурора и педагога. В школьном возрасте она активно участвовала в международных форумах, конкурсах и соревнованиях, среди которых Intel ISEF и European contest for young scientists. Кроме того, в ее послужном списке научных достижений авторство 30 теорем в области классической планиметрии. В студенческие годы Ракова изучала фундаментальную математику и сравнительно-правовой анализ.

В 2016 году Ракова стала лидером стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей». В том же году она возглавила проектный офис приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», а спустя два года ее назначили администратором проекта. На этом посту Ракова, в частности, занималась созданием детских технопарков «Кванториум».

В октябре 2018 года председатель правительства Дмитрий Медведев назначил Марину Ракову заместителем министра просвещения России. Эту должность она занимала до весны 2020-го, а затем покинула пост по собственному желанию и перешла на работу в Сбербанк в качестве вице-президента, где курировала работу дивизиона «Цифровые образовательные платформы».

Обвинения

Следствие заочно предъявило Раковой обвинение в особо крупном мошенничестве. Следователь намерен добиваться ее заочного ареста, после чего экс-чиновницу объявят в международный розыск.

Следствие считает, что в 2019 году Марина Ракова, занимавшая в тот период пост замминистра просвещения, пролоббировала выделение бюджетных средств Фонду новых форм развития образования, в котором она была гендиректором параллельно с должностью в Минпросвещения. Деньги предназначались для госконтрактов в рамках федеральной программы «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Подрядчиком стала Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»).

Позднее экспертиза выявила фальсификацию отчетов по научным исследованиям в рамках госконтрактов. В частности, удалось установить, что подрядчик освоил деньги, но проект исполнили только на бумаге. В заключении говорилось, что «выполненные подрядчиком работы по качественным характеристикам не соответствуют требованиям, указанным в техническом задании, цель не достигнута, задачи не выполнены, практическое применение не представляется возможным». Ущерб государству оценили в 50 млн рублей. Сейчас идут экспертизы дополнительных контрактов, вероятно, реализованных при покровительстве Марины Раковой. Поэтому в будущем экс-чиновнице могут быть предъявлены новые обвинения.

По данным источника «Интерфакса», уголовное дело против Раковой возбудили еще в начале августа, но известно об этом стало только спустя почти два месяца. Собеседник агентства уточнил, что в ближайшее время следствие проверит еще ряд контрактов на 150 млн рублей, которые курировала Ракова.

Утром 29 сентября дома у Раковой и на ее рабочем месте прошли обыски, после чего ей присвоили статус подозреваемой. Также оперативники побывали у нескольких родственников бывшей замглавы министерства и провели обыски в кабинетах других высокопоставленных сотрудников Сбербанка. Вечером стало известно, что экс-замглавы Минпросвещения допросили по делу о мошенничестве, однако задерживать ее не стали.

Утром 30 сентября Ракова должна была приехать на очередной допрос в следственный департамент МВД, но там она так и не появилась. Вечером того же дня суд отправил на два месяца в СИЗО бывшего генерального директора Фонда новых форм развития образования Максима Инкина и его бывшего заместителя Евгения Зака, которые также работали с экс-чиновницей в Минпросвещения, а затем перешли на работу в Сбербанк. Кроме того, стало известно об аресте экс-сотрудницы фонда, юрисконсульта и преподавателя РАНХиГС Кристины Крючковой. Все они, как и Ракова, стали подозреваемыми по делу о мошенничестве в особо крупном размере.

Побег

Когда Ракова не явилась на допрос, следователи сначала подумали, что она попала в пробку, но вскоре выяснилось, что женщина просто исчезла, выключив свой мобильный телефон. После визита оперативников в подмосковный дом бывшей чиновницы следствие сделало вывод, что фигурантка дела скрылась.

По данным источника «Известий», по состоянию на 30 сентября Ракова не пересекала российскую границу. Собеседник издания считает, что скрываться от правосудия экс-чиновнице помогает ее близкий друг и сотрудник Фонда новых форм развития образования Артур Стеценко, у которого есть гражданство Украины. Источник РЕН ТВ сообщил, что речь идёт о сожителе Раковой, у которого есть квартира в Киеве. Источник ТАСС также утверждает, что обвиняемая может скрываться на украинской территории, поскольку после обысков у нее не изъяли документы.

По данным Telegram-канала 112, последний раз камеры зафиксировали автомобиль Раковой 30 сентября на трассе «М-1 Беларусь».

В конечном итоге Ракову объявили в федеральный розыск, ей грозит до десяти лет тюрьмы. Неявка обвиняемой на допрос может стать отягчающим обстоятельством при избрании бывшей чиновнице меры пресечения.

Реакция

В Сбербанке заверили, что дело против топ-менеджера не связано с её деятельностью в организации. Обязанности Раковой по работе в банке временно передали проректору корпоративного университета «Сбера» Наталье Журавлевой.

В «Шанинке» заявили, что выполнила обязательства по контракту с Фондом новых форм развития образования.