В воскресенье, 24 апреля, во Франции пройдет второй тур президентских выборов. Хотя националистка Марин Ле Пен и проигрывает, согласно опросам, нынешнему президенту Эмманюэлю Макрону, ее победу полностью исключать нельзя. RTVI ознакомился с мнениями социологов и экспертов, как будет выглядеть французская внутренняя и внешняя политика, в том числе по отношению к России, при президенте Ле Пен.
Есть ли у Марин Ле Пен шансы на победу?
В преддверии второго тура выборов социологические опросы отдают преимущество Эмманюэлю Макрону, тем не менее полностью списывать со счетов его соперницу Марин Ле Пен нельзя. За Макрона готовы проголосовать 56% французов, за Ле Пен — 44%, следует из опубликованных 20 апреля результатов опроса, который центр Ipsos и компания Cevipof провели для газеты Le Monde (дата опроса — 15-18 апреля, выборка — 12,7 тыс.). После предвыборных дебатов, которые прошли 20 апреля, 59% зрителей сочли Макрона более убедительным, чем Ле Пен, следует из опроса телеканала BFM.
93% симпатизирующих Макрону респондентов признались, что их решение проголосовать за него окончательно, в своем выборе в пользу Ле Пен твердо убеждены 89% опрошенных. За Макрона также собираются голосовать 36% тех, кто в первом туре отдал голос за ультралевого политика Жан-Люка Меланшона, 6% сторонников националиста Эрика Земмура, 50% сторонников правоцентриста Валери Пекресс и 66% ранее проголосовавших за представителя «зеленых» Янника Жадо. |
Хотя победа Макрона весьма вероятна, точно предсказать результаты выборов в демократических странах крайне затруднительно, даже имея на руках данные опросов. Примеры решения Великобритании о выходе из Евросоюза и победа Дональда Трампа на выборах американского президента, в которые почти никто не верил, все еще свежи в памяти, напомнила в беседе с RTVI руководитель Центра изучения России и новых независимых государств Французского института международных отношений (IFRI) в Париже Татьяна Кастуева-Жан. В качестве факторов неопределенности она выделила явку и апатию части избирателей. «Например, какая-то часть людей могут не прийти на выборы — потому что они думают, что выбор между Ле Пен или Макроном означает, по сути, отсутствие выбора», — отметила Кастуева-Жан, добавив, что такое мнение распространено среди молодежи. «Сейчас идут беспорядки в университетах, например, в Сорбонне, потому что студенты недовольны выбором между „президентом богатых“, как иногда во Франции называют Макрона, и националистами. Они хотят социального равенства, обеспокоены проблемами климата, но не видят своего кандидата во втором туре», — пояснила она.
Что будет с Францией, если Ле Пен все-таки победит?
Ле Пен не раз выступала с радикальными предложениями — например, выйти из еврозоны и вернуться к использованию французского франка. В ходе нынешней предвыборной кампании она вела себя более сдержанно, заверив, что не собирается ни отказываться от евро, ни поднимать вопрос о членстве Франции в Евросоюзе. Теперь Ле Пен хочет «реформировать Евросоюз изнутри» — ограничить полномочия европейских бюрократов и снизить размер французских взносов в бюджет общеевропейских институтов.
Что предлагает Ле Пен — пересмотреть торговые сделки Франции как члена ЕС и предоставить субсидии французским компаниям — отменить подоходный налог для французов младше 30 лет — стимулировать увеличение зарплат французов — снизить иммиграцию и усилить контроль за границами — снизить пенсионный возраст до 60 лет — ограничить ношение хиджабов — уменьшить взносы в бюджет ЕС — выйти из командных структур НАТО |
Победа Ле Пен приведет к менее радикальным изменениям, чем если бы она победила на прошлых выборах в 2017 году, считает Кастуева-Жан. За последние пять лет Ле Пен предприняла дополнительные усилия для «нормализации» имиджа своей партии. Кроме того, одно дело — быть в оппозиции и постоянно критиковать действующую власть, а совсем другое — принимать реальные решения, когда на пути властей порой встают непреодолимые обстоятельства, говорит французский эксперт.
Однако это не значит, что Франция застрахована от серьезных перемен и курс страны не может меняться, подчеркивает Кастуева-Жан. Прежде всего из-за прихода к власти Ле Пен могут пострадать отношения Франции с ее европейскими партнерами, которые выступают за интеграционные процессы в ЕС, а также с США. Во-первых, хотя Ле Пен обещает остаться в политических структурах НАТО, она намерена выйти из объединенного военного командования альянса. «Пока нет уверенности, что она так поступит, но столь яркое и значительное заявление призвано напомнить политику Шарля де Голля может ослабить влияние Франции в атлантическом альянсе», — констатирует эксперт.
Во-вторых, Ле Пен декларирует приверженность суверенитету Франции и ее узким национальным интересам. «Скорее всего, отношения с другими странами ЕС и c США сильно осложнятся, если Лен Пен в своей политике будет игнорировать условные коллективные европейские или трансатлантические интересы», — отмечает Кастуева-Жан.
Экономическая программа Ле Пен предусматривает одновременно снижение налогов и повышение расходов, а также протекционистские меры. Эксперты аналитического центра Oxford Economics сомневаются, что националисты смогут провести такие меры через парламент, но если это будет сделано, то французская экономика может понести потери. «Реализация основных экономических предложений Марин Ле Пен ухудшит среднесрочные перспективы роста Франции. По нашим оценкам, меры Ле Пен приведут к снижению потенциального ВВП к 2027 году на 3% по сравнению с нашим базовым прогнозом, а государственный долг вырастет до 120% ВВП., <…> уровень безработицы превысит 9%», — отмечают аналитики в своем докладе о последствиях французских выборов (есть в распоряжении RTVI). Одной из самых проблематичных мер эксперты считают снижение пенсионного возраста до 60 лет, поскольку это привело бы к сокращению трудоспособного населения.
Способна ли Ле Пен наладить отношения с Россией и ослабить санкционную политику ЕС?
Таких гарантий нет. Конечно, отношения Ле Пен и президента Владимира Путина носят особый характер — тот принимал лидера французских националистов в Кремле перед выборами 2017 года, напоминает Кастуева-Жан. Более того, Россия предоставила Ле Пен кредит через чешский банк, который та до сих пор не выплатила полностью. Но если до спецоперации России на Украине у французских националистов, вероятно, была бы возможность повлиять на европейскую санкционную политику и снизить ее активность, то теперь с уверенностью сложно говорить даже об этом.
«Сегодня оправдать политику умиротворения России и снижения санкций будет сложно в глазах общественного мнения, которое активно поддерживает Украину и однозначно считает Путина агрессором. Возможно, Ле Пен станет французской версией Виктора Орбана, шумным, показывающим свою самостоятельность, выбивающим себе какие-то уступки от ЕС, но голосующим за европейские санкции каждые шесть месяцев», — констатирует Кастуева-Жан.
Санкции против России После начала спецоперации на Украине Евросоюз ввел против России пять раундов санкций, затрагивающих банковскую сферу, торговлю и доступ к технологиям. Сейчас ведется обсуждение возможности ограничения импорта из России нефти и газа. За это выступают страны Балтии и Польша, но Германия предлагает отказываться от российских энергоресурсов постепенно. Категорически против выступили власти Венгрии. В Австрии пока тоже не готовы к такому шагу. Макрон поддерживает запрет на импорт российской нефти. Ле Пен считает, что запрет на импорт российских нефти и газа недопустим и навредит интересам самой Франции и ее промышленности. |
В своих выступлениях Ле Пен заявляет, что санкции против российской энергетики нанесут серьезный ущерб самой Франции, а также утверждает, что с Россией придется искать общий язык. В противном случае Москва сместится в орбиту Китая, и Европе придется меряться силами с экономическим, а, вероятно, и военным российско-китайским альянсом, предупреждает лидер националистов. У такой точки зрения есть сторонники во французских элитах, отмечает Кастуева-Жан. И хотя с Ле Пен согласна меньшая часть французского истеблишмента, маргинальным такие взгляды тоже не назовешь, добавляет аналитик.
«Такое мнение можно услышать от представителей бизнес-сферы, на телевизионных каналах среди экспертов, близких к ультраправым кругам, военных в Министерстве вооруженных сил, а также значительно реже от некоторых дипломатов. Все те, кто относят себя к представителям Realpolitik, считают, что внешняя политика страны должна руководствоваться интересами, а не ценностями или абстрактными принципами», — резюмирует эксперт. По словам Кастуевой-Жан, оппоненты жесткого подхода к России приводят в свою пользу ряд доводов: высокий экономический ущерб от санкций против российских энергоносителей, дестабилизация мировой экономики, сближение Китая и России.
Что думают рядовые французы о российский спецоперации
Беспокойство из-за боевых действий на Украине испытывают 92% французских респондентов, а 36% признались, что происходящее на Украине повиляет на то, за кого они отдадут голос на выборах. Это следует из опроса исследовательского центра Ifop, проведенного 22-23 марта (выборка — 1010 человек). Согласно опросу Ifop, проведенному 15-16 марта (выборка — 1006 человек), санкции в отношении России поддерживают 80% респондентов, а отправку европейскими странами вооружений Киеву — 67%. В пользу отправки французских военных на Украину высказались 27%. Тревогу из-за роста цен на электроэнергию и топливо испытывают 92% респондентов, 85% озабочены возможностью ядерного конфликта, а 70% боятся вступления в конфликт Франции. Что касается российских энергоносителей, 90% респондентов согласились, что ЕС должен избавиться от зависимости от российского газа. |
Каковы шансы победы радикального политика на следующих выборах?
Даже если Макрон победит на этих выборах, французские элиты сталкиваются с кризисом доверия, который не ограничивается вызовом со стороны правых националистов. Период, когда у власти сменялись умеренные правые и умеренные левые, республиканцы и социалисты остался в прошлом, считает Кастуева-Жан. «Если сложить набранные в первом туре голоса ультраправых кандидатов Ле Пен и Эрика Земмура, а также ультралевого Жан-Люка Меланшона, то получится, что за них проголосовали больше половины избирателей. Эти люди недовольны многим — от снижения покупательной способности до отсутствия успехов Франции на международной арене. Это по-настоящему тревожные симптомы раскола во французском обществе и недовольства элитами», — говорит она. Через пять лет Макрон не сможет выставить свою кандидатуру, а если умеренные силы к этому времени не восстановятся и выставят достойных кандидатов, это откроет возможность для прихода радикальных сил, добавила эксперт.
Евгений Пудовкин