Взять под стражу театральную постановщицу Евгению Беркович на два месяца — такое решение принял 5 мая Замоскворецкий суд Москвы. Режиссера обвиняют по статье об оправдании терроризма — за поставленный ею спектакль “Финист ясный сокол”. RTVI собрал, что известно о деле на данный момент, и поговорил с критиками о том, где именно в пьесе и постановке можно было увидеть оправдание терроризма.
Защита Беркович настаивала на продлении ее пребывания в изоляторе временного содержания для того, чтобы режиссер смогла ознакомиться со всеми материалами дела. Также нужно было время, чтобы подготовить материалы о приемных детях Беркович и характеристику на нее. Кроме того, адвокаты просят время на получение справки о выделенном Минкультуры России гранте на постановку в 250 тысяч рублей (пресс-служба ведомства не ответила на запрос RTVI об этом).
На заседании суду были переданы поручительства за Евгению, подписанные журналисткой Ксенией Собчак, актером Максимом Виторганом, благотворителем Лидией Мониава, нобелевским лауреатом Дмитрием Муратовым, главой Театра им. Ермоловой Олегом Меньшиковым и его коллегой из Молодежного театра Алексеем Бородиным, а также многими другими. На процесс к зданию суда пришло более 200 человек.
“Финист Ясный сокол” — спектакль основанной Беркович театральной компании “Дочери Сосо” по пьесе Светланы Петрейчук о российских девушках, становящихся жертвами манипуляций со стороны вербовщиков из числа радикальных исламистов после того, как виртуально выходят за них замуж, а затем вполне реально приезжают к ним в Сирию. Беркович рассказывала, что задуматься об этой теме творческую группу заставил случай со студенткой МГУ Варварой Карауловой. При постановке пьеса была дополнена реальными протоколами допроса россиянок, вернувшихся на родину после пребывания в ИГИЛ*. Спектакль получил две “Золотых маски” — за работу режиссера, а также за работу художника по костюмам.
Как развивалось дело
О деле по факту оправдания терроризма в спектакле “Финист ясный сокол” стало известно 4 мая из сообщения Елены Эфрос об обыске в ее петербургской квартире, где она проживает вместе со своей матерью Ниной Катерли. Елена и Нина — соответственно, мать и бабушка постановщицы Евгении Беркович; о том, что обыск проходил в рамках дела по поводу поставленного ею спектакля родственникам режиссера сообщили следователи. Сама Беркович еще утром перестала выходить на связь.
Днем ситуация начала проясняться — о задержании своей супруги, драматурга Светланы Петрийчук, сообщил режиссер Юрий Шехватов. Петрийчук — автор “Финиста”. Вскоре обе обнаружились в отделе СК по району Замоскворечье. Кроме того, писала “Фонтанка”, был допрошен Александр Андриевич, директор театральной компании “Дочери Сосо”, выпускавшей постановку.
Уже к вечеру они стали “подозреваемыми”. Ночь девушки провели в изоляторе временного содержания — предположительно, ИВС УВД по СВАО на Осташковской улице. Андриевич покинул следователей вечером в статусе свидетеля, рассказала изданию адвокат Юлия Кузнецова, работающая по этому делу.
Пропаганда терроризма или антитерроризма
Произошедшее вызвало огромный резонанс в театральной среде. Актриса Оксана Мысина обратилась через соцсети с открытым письмом к руководителю СТД РФ Александру Калягину.
“Пожалуйста, просто встаньте на сторону закона и совершите благородный поступок, в рамках занимаемой Вами должности. Это жизненно необходимо сегодня, в это историческое время”, — написала она. В письме она напомнила, что спектакль Беркович вышел несколько лет назад, был номинирован на премию “Золотая маска” в четырех номинациях, в двух из них удостоился приза.
“Время не терпит. Бывают ситуации, которые выше нас. Это — такая ситуация. Речь идет не только о соблюдении права на свободное высказывание Жени как режиссера, но и о соблюдении ее права на личную свободу и неприкосновенность”, — написала актриса. Она напомнила, что у Беркович двое дочерей, одна из которых — несовершеннолетняя.
Режиссер Кирилл Серебренников, бывший мастером курса у Беркович в Школе-студии МХАТ, не пожалел хороших слов. “Всегда хотел сказать, как я люблю тебя, но напускная строгость «мастера курса» не позволяла. Ты — любимая моя ученица. Самая талантливая, самая умная, самая свободная, — написал он в своем телеграм-канале. — мать двоих детей. Режиссерка, поэт, драматург (не знаю, как образовать твой любимый феминитив). Тобой надо гордиться: такие люди в культуре любой нормальной страны — редкость, чудо, гордость. Но в России — все теперь наоборот…”. В своем посте он вспоминает, как Беркович выступала на суде в его защиту, а также высказывает предположение, что мотивы ее обвинения — “политические”, а ее делом занимается “тот же кабинет”, что вел дело “Гоголь-центра”.
Театральные критики и театроведы в своих комментариях в соцсетях рассказывали о сути и структуре спектакля, и в связи с этим обращали внимание на абсурдность формулировки обвинения. Критик и куратор Мария Крупник полагает, что спектакль на нескольких уровнях — документальном, мифологическом, реалистическом, музыкальном — “показывает весь ужас реального столкновения с терроризмом и тех приемов, которые используют вербовщики для формирования психологической зависимости у своих жертв”.
“Спектакль обнажает опасность невнимательного отношения к подобным социальным проблемам и является прямым АНТИтеррористическим высказыванием”, — резюмирует написала она у себя в соцсетях.
С ней согласна театральный критик, театровед Алла Шендерова. “Могу утверждать: это спектакль-предупреждение, вскрывающий хитрый механизм, с помощью которого радикальные исламисты затягивают в свои сети новых жертв — наивных и ничего не подозревающих, — рассказала она RTVI, — Я думаю, что кого-то из зрителей этот спектакль, наоборот, уберег от того, чтобы лишний раз заговорить с незнакомцами из восточных стран, являющимися в личные сообщения в соцсети и начинающих сыпать комплиментами и ласковыми словами”. Шендерова назвала спектакль “антитеррористическим”, заметив, что иная интерпретация смысла этого спектакля зрителем, по ее мнению, совершенно исключена.
Тем не менее, в основу обвинения легла экспертиза, которое утверждает другое. Как сообщил телеграм-канал адвокатского объединения “Первый отдел”, следователи руководствовались при возбуждении дела экспертизой, проведенной Романом Силантьевым — основателем “деструктологии”, изучающей секты, культы и идеологии на предмет угроз “духовной безопасности”. Экспертиза обнаружила в постановке “идеологию исламизма и джихадизма”, а также «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России», пишет издание “Фонтанка”.
Издание “Черта” утверждает, что поводом для возбуждения дела против Евгении и Светланы могла стать статья 2021 года, подписанная С. Щенниковой и В. Туник и опубликованная на ресурсе “Национальный курс”, считающемся изданием движения НОД. В ней говорилось: “Спектакль “Финист ясный сокол” по пьесе С. Петрийчук режиссера Е. Беркович, увиденный нами 19 мая 2021 года, является инструментом информационной войны против безопасности России. Мы просим правоохранительные органы обратить на него внимание!».
Корреспондент РИА Новости передавал из зала суда, что поводом для возбуждения дела стала публикация читки пьесы на YouTube.
Евгения Беркович — ученица Кирилла Серебренникова и выпускница его “Седьмой студии”, актерско-режиссерского курса, позже ставшего самостоятельным творческим коллективом. Беркович — режиссерка, либреттистка, переводчица и поэтка; именно так, с применением феминитивов, она предпочитает говорить о себе. Автор спектаклей «Русская красавица» и “Марина” в “Гоголь-Центре”, «Пингвинов» в московском ТЮЗе, «Жаворонка» в МХТ, «Солнечной линии” в Александринском театре. В 2019 году основала свою театральную компанию “Дочери Сосо”, в рамках которой сделала спектакли «Считалка» по книге Тамты Мелашвили, “Финист Ясный сокол”, а также “Синяя рисовая собака” по стихам Федора Сваровского и рождественской сказки “Наше сокровище”. Занимает последовательную антивоенную позицию; с начала боевых действий в Украине написала и опубликовала в своих социальных сетях несколько стихотворений об этом, получивших широкую известность. Комментируя возбуждение дела в отношении Беркович, депутат петербургского ЗАКСа Борис Вишневский предположил, что реальной причиной преследования режиссера могли стать как раз ее антивоенные стихи.
Дело о “реабилитации нацизма”
“Театральное дело” Беркович — не первое, когда уголовное производство возбуждается по поводу произведения искусства. Год назад, в апреле 2022 года СК заподозрил в “реабилитации нацизма” “неопределенный круг лиц” из-за скульптуры Олега Кулика “Большая мать”, которую представили на ярмарке “Арт-Москва” в Гостином дворе. Следствие допросило самого Кулика, а также представителей “Арт-Москвы” и Владимира Фролова — хозяина галереи Frolov Gallery, выставившей скульптуру.
Поводом для возбуждения дела стало обращение депутата Госдумы Александра Хинштейна. RTVI неоднократно обращался к фигурантам уголовного дела за информацией о его ходе, однако они не ответили на запросы. По информации источников RTVI в силовых структурах, на данный момент расследование практически не движется, а никто из опрошенных СК по этому делу так и не получил никакого процессуального статуса.
*организация признана террористической и запрещена в России