В Музее современной истории России сняли с экспозиции произведения современных классиков Оскара Рабина, Константина Худякова и Сергея Симакова, в Центре им. Вознесенского — работы молодых авторов на выставке к юбилею романа «Мифогенная любовь каст» Павла Пепперштейна. Художники жалуются на «цензуру на местах», кураторы настаивают на своем праве строить выставки так, как им угодно. RTVI попросил высказаться обе стороны, а также напомнил, почему вопрос о цензуре приобрел актуальность в нынешнем году.
Челюсти Сталина не вписались в концепцию
Работа Константина Худякова «Челюсти Сталина» исчезла из экспозиции выставки «Союз нерушимый» в Музее современной истории России, посвященной столетию образования СССР. «В развале СССР виноваты не художники, а чиновники, которые доводили художников до Бульдозерной выставки и Малой Грузинской, — оголтелая и мракобесная цензура. Здесь и сейчас она тоже была — сняли работы Оскара Рабина, Сергея Симакова и мою — „Челюсти Сталина“», — сказал Худяков на открытии выставки. Его работа представляла из себя цифровой отпечаток с изображением реальных челюстей диктатора, помещенных внутрь пасхального яйца.
Худяков в свое время работал в Музее Ленина и имел доступ к самому историческому артефакту. Вместе с Сергеем Симаковым (чьи работы также исчезли с выставки), входил в группу Горкома графиков, выставки которого проводились на Малой Грузинской улице в Москве (впоследствии Симаков стал священником и принял сан игумена Рафаила, настоятеля храма Михаила Архангела в Угличе). Еще один «пострадавший» на этой выставке — один из самых значимых художников советского «неофициального» искусства, член «Лианозовской» группы Оскар Рабин; правда, его работу заменили на другое полотно его же авторства — «Лампа и окно».
Константин Худяков оказался недоступен для оперативного комментария. RTVI обратился в Музей современной истории России.
«В отборе предметов для экспонирования принимали участие как галеристы и кураторы выставки, так и сотрудники музея, — рассказала RTVI заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Тамара Казакова. — Работу Худякова сняла куратор (Элеонора Захаржевская — RTVI), так как, по ее мнению, она не вписывалась в концепцию зала, в котором была расположена». Она добавила, что работа Рабина была заменена, а Симакова — снята с экспозиции в связи с несоответствием возрастной маркировке 0+. Как пояснила представительница музея, в основе сюжетов картин обоих художников были эротические сцены. «Мы предлагали устроителям повысить возрастной ценз выставки, чтобы была возможность эти работы выставить, однако такого решения принято не было», — сказала Казакова. По ее словам, музею тоже не хотелось повышать возрастное ограничение, так как проект рассчитан на привлечение старших школьников, однако он был готов пойти на этот шаг.
Борьба с «уклонистами»
На открывшейся в апреле в Центре им. Вознесенского выставке «Грезы о молоке. Семиотические исследования к экранизации романа „Мифогенная любовь каст”«, посвященной 30-летию романа писателя и художника Павла Пепперштейна, сразу 15 работ были исключены из экспозиции. Об этом сообщал тг-канал «Курьер культуры» со ссылкой на одного из участников выставки Яна Гинзбурга. Тот сам отказался от участия в экспозиции, а в разговоре с RTVI художник процитировал письмо, полученное одним из своих коллег: «В свете самых последних событий, в частности возбуждения уголовного дела из-за демонстрации скульптуры Олега Кулика, было принято решение отказаться от ряда работ, напрямую затрагивающих тему войны и символику российской армии». При этом, напомнил Гинзбург, теме Великой Отечественной посвящен весь роман.
Среди тех, чьих работ не оказалось на выставке, был художник Данила Ткаченко с фотопроектом «Родина», посвященном «смерти русской деревни». Он рассказал RTVI, что кураторы сначала попросили эту работу, так как она встраивалась в нарратив экспозиции. Однако затем он и его менеджер получили «крайне вежливое» письмо от устроителей, в котором упоминалось дело Кулика и говорилось о том, что часть работ было решено не экспонировать.
На Ткаченко, по его словам, было заведено уголовное дело после того, как силовики сорвали художественную акцию, которую он планировал провести у Кремля 9 мая. Он рассказал, что должны были загореться 140 дымовых шашек, поровну желтого и синего цвета. По словам художника, после этого дома у родителей, а также еще по нескольким адресам были проведены обыски, а ему самому пришлось покинуть Россию.
Гинзбург уверен, что правки в экспозицию были внесены после визита Михаила Швыдкого — представитель президента по международному культурному сотрудничеству и экс-министр культуры якобы посетил выставку накануне открытия, и якобы именно по его рекомендации из экспозиции исчез ряд работ, в том числе и проект Ткаченко. Со слов Гинзбурга, организаторы сами составили список работ, в которых сомневались, и Швыдкой обращал внимание в первую очередь на работы из этого перечня. «Мы обычно, особенно в случаях с государственными музеями, не видим, кто именно осуществляет цензуру. А тут мы первый раз наблюдаем, как работает цензурный механизм», —отметил художник. По его словам, другие «отставленные» участники выставки получили личные письма от кураторов, на выставке не встречались и до некоторого времени не знали о характере произошедших изъятий.
Гинзбург затруднился назвать имена и работы других художников, которые подверглись изъятию, упомянув работу Данилы Ткаченко. Также, по его сведениям, предположительно была снята с выставки работа идеологически противоположного Ткаченко сторонника «имперского» стиля Алексея Беляева-Гинтовта — ее якобы изъяли, чтобы выставка «не приобрела правый уклон». Ткаченко не смог назвать других художников, чьи работы якобы удалили с выставки.
«Сам факт самоцензуры представляется мне очень тревожным, — рассказал RTVI Гинзбург. — Такой прецедент кураторской самоцензуры развязывает руки другим кураторам, на других выставках. Центр Вознесенского — все-таки не госструктура, а частная институция. В итоге несколько художников и коллекционеров забрали свои работы, почувствовав, что ситуация становится небезопасной». От работы Гинзбурга организаторы не отказывались, однако, рассказал он RTVI, снять свою работу он решил сам из солидарности с Данилой Ткаченко. «Мы на днях разговаривали с Павлом Пепперштейном, он уверен, что спас художников от катастрофы и от возможного преследования», — добавил Гинзбург.
Сокуратор выставки Дмитрий Хворостов в разговоре с RTVI отрицает обвинения в цензуре — по его словам, Швыдкой посетил выставку уже после ее открытия. «Никаких правок после его визита в экспозицию не вносилось», — утверждает он.
Версия событий Хворостова во многом расходится с тем, что рассказали Ткаченко и Гинзбург. «Мы планировали целый фестиваль, посвященный „Мифогенной любви каст“, — рассказал сокуратор RTVI. — Однако из-за стремительно меняющейся обстановки стали отменяться и переноситься договоренности как с художниками, так и с выставочными помещениями». Фактор пространства, по словам Хворостова, имеет важное значение для того, как выставка будет выглядеть в итоге. В конце концов устроители договорились с Центром им. Вознесенского, однако из-за особенностей площадки — и только поэтому, утверждает он, — кураторам пришлось отказаться от некоторых работ. «Да, в итоге из экспозиции выпали целые части — но лишь потому, что они просто не вмещались», — рассказал сокуратор.
При этом Хворостов подчеркнул, что данный проект был «кураторским». «Это значит, что нарратив формирует именно куратор, и именно он определяет и представляет то, что в итоге увидит посетитель. Он может отобрать работу для выставки, а потом передумать», — поясняет Хворостов. По его словам, ему (вместе с другим куратором — самим Павлом Пепперштейном) в той или иной мере удалось сформировать этот самый нарратив на выставке и о цензуре здесь речи быть не может.
RTVI обратился за комментариями к Павлу Пепперштейну и в Центр Вознесенского. Пепперштейн отказался от комментариев. В ответе пресс-службы институции говорится: «Мы ознакомились с появившимися публикациями [в соцсетях] с критикой выставки „Грезы о молоке” и находим их несостоятельными. Приведенные аргументы либо не соответствуют действительности, либо ее искажают. От более подробных комментариев мы воздержимся».
Жалобы «патриотов» и «возмущенных граждан»
Возбуждение дела по факту экспонирования скульптуры Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт-Москва», которое упоминается в письме, процитированном Яном Гинзбургом, всколыхнуло арт-общественность. RTVI подробно писал об этом случае. Тогда работа Кулика представителям «патриотической» общественности показалась оскорбительно пародирующей скульптуру Евгения Вучетича «Родина мать зовет». Насколько известно RTVI из источников в силовых структурах, следствие до сих пор продолжается, однако ни у самого Кулика, ни у представителей «Арт-Москвы» до сих пор в этом деле нет никакого процессуального статуса.
А одним из первых «цензурных скандалов» этого года стало досрочное прекращение выставки классика постсоветского искусства Гриши Брускина в Третьяковской галерее. О нем RTVI также писал подробно. Выставка «Смена декораций» открылась 23 марта и должна была работать до 24 июля, однако уже в апреле была закрыта для посещения. «Возникли технические неполадки в работе мультимедийной инсталляции „Смена декораций“, устранить которые в ближайшее время не представляется возможным», — говорилось в комментарии пресс-службы, данном изданию The Art Newspaper Russia. Однако издание «Артгид» со ссылкой на свои источники сообщило о поступившем «предписании закрыть выставку… от Министерства культуры РФ, которое отреагировало на запросы „возмущенных граждан“». В Минкульте тогда рассказали RTVI, что впервые слышит о подобном «предписании» и никогда его не давали.
Это событие, тем не менее, послужило поводом к ужесточению подхода к выставкам современных художников в принципе, рассказали RTVI на условиях анонимности сотрудники одной из муниципальных галерей, подчиняющихся Департаменту культуры Москвы. По их словам, теперь перед каждой выставкой они должны сдавать в столичное культурное ведомство подробную справку на каждого художника, включающую в себя его биографию, а также анализ политических высказываний за последние несколько лет и ссылки на профили в соцсетях. Опрошенные RTVI сотрудники других галерей и выставочных залов, подведомственных столичному Депкульту, отказались комментировать этот вопрос, а источники RTVI в самом департаменте отказались подтвердить эту информацию.