В ООН призывают как можно скорее прекратить боевые действия на Украине, чтобы возобновить поставки продовольствия, которые прекратились из-за блокады портов. На Западе подозревают Россию в желании устроить гуманитарную катастрофу, чтобы шантажировать другие страны для получения уступок по санкциям или смягчения позиции по Украине. В Москве такие намерения отрицают. Не исключено, что Россия даже может возместить потери импортерам сельхозпродукции из Украины. Каковы реальные масштабы проблемы из-за блокировки украинских портов и как дальше может развиваться ситуация — разбирался RTVI.
Какие есть признаки продовольственного кризиса
Цены на продовольствие росли еще до начала российской спецоперации на Украине из-за спровоцированных пандемией COVID-19 сбоев логистики, удорожания топлива и плохой погоды в ключевых сельхозрегионах. Боевые действия на Украине усугубили эту проблему. На фоне снижения украинского экспорта международные организации стали говорить о грядущем продовольственном кризисе и увеличении числа голодающих по всему миру. В конце марта генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал, что последствия конфликта на Украине представляют угрозу всему миру. «Население Украины переживает ад на земле, а последствия ощущаются по всему миру. Стремительно растущие цены на продовольствие, энергию и удобрения угрожают вылиться в глобальный голод», — предупредил Гутерриш.
Наличие угроз в области продовольствия признают и политики. При этом США и их союзники винят в этом блокаду российскими военными украинских портов и попытки Москвы использовать продовольствие как оружие, а Россия — западные санкции, минирование Черного моря украинскими военными и мягкую денежно-кредитную политику США. «До примерно 2020 года цены на пшеницу на мировом рынке были устойчивы, но вслед за печатанием доллара, начиная примерно с июля 2020 года, начался период довольно резкого роста», — сетовал советник президента Максим Орешкин.
20 мая страны-участники «Большой семерки» (Великобритания, Германия, Канада, Италия, Франция, Япония и США) договорились о создании альянса для борьбы с глобальной нехваткой продуктов. «Наихудший продовольственный кризис со времен Второй мировой войны неизбежен. Вот почему мы должны действовать решительно и вместе сейчас и сделать так, чтобы зерно быстро дошло до голодающих», — сказала министр экономического развития Германии Свенья Шульце. В качестве причин грозящей гуманитарной катастрофы она назвала последствия пандемии COVID-19, засуху и военные действия на Украине.
В 2022 году цены на неэнергетические товары, включая продукцию сельского хозяйства и металлы, вырастут почти на 20 процентов, прогнозируют аналитики Всемирного банка. Рост цен на пшеницу в этом году может превысить 40% , достигнув рекордно высокого уровня в номинальном выражении, предупредили во Всемирном банке.
Индекс продовольственных цен Всемирной продовольственной организации (FAO) в марте достиг 159,3 пункта. Он вырос на 12,6% с февраля, когда побил рекорд с момента его создания в 1990 году. К его росту привело увеличение цен на пшеницу и фуражные зерновые. Индекс FAO отражает помесячные изменения международных цен на пять основных видов продовольствия – мясо, молочные товары, зерновые, растительные масла и сахар.
Из-за чего дорожают продукты
В последние три года на долю России и Украины приходилось около 30% мирового экспорта пшеницы и 20% мирового экспорта кукурузы. В общей сложности страны Черноморского региона экспортируют не менее 12% «мировых пищевых калорий», включая пшеницу, кукурузу, другие зерновые и подсолнечное масло, отмечают в FAO.
В текущем сезоне (июль 2021 г. — июнь 2022 г.) Украина экспортировала 46,5 млн тонн зерновых — на 6 млн тонн больше, чем за весь прошлый сезон (июль 2020 г. — июнь 2021 г.), следует из данных Министерства аграрной промышленности по состоянию на май. Однако после начала российской спецоперации объемы украинского экспорта начали падать. В марте он сократился на 60% в годовом выражении, в апреле — на 50%. Это снижение затронуло и экспорт продовольствия. Если до начала военных действий Украина поставляла за рубеж ежемесячно до 6 млн тонн зерновых, то в марте объемы поставок упали до 1 млн тонн.
В начале мая министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский заявил, что экспорт украинской сельхозпродукции через страны ЕС, в том числе с учетом поставок через дунайские речные порты, не может превышать 1,5 млн тонн в месяц. В апреле Украина экспортировала 1,09 млн тонн зерна, в марте — менее 500 тысяч тонн, говорил Сольский. В Киеве винят в этом блокировку Россией ключевых портов и просят у Запада поддержки для восстановления контроля над ними.
В мирное время примерно 75% внешней торговли Украины проходило через порты, отмечает аналитическое издание GMK Center. По его данным, сейчас из-за военных действий не работают порты в Мариуполе и Бердянске на Азовском море, а также Скадовске и Херсоне на Черном море.
К лету ситуация может усугубиться. Сейчас Украина использует для экспорта своего продовольствия румынские порты — в частности, порт Констанца. Вместимость его хранилища оценивается примерно в 2 млн тонн, а в прошлом году через порт было экспортировано 24 млн тонн зерна. Впрочем, летом пользоваться румынскими портами станет сложнее из-за сезонного увеличения их загрузки.
Снижение поставок из Украины действительно является главным драйвером роста цен на продовольствие с начала текущего года, констатировал в разговоре с RTVI директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. «Почти все украинские порты заблокированы и не работают, а отгрузки по суше крайне ограничены», — сказал эксперт.
В то же время блокировка украинских портов — еще не доказательство наличия у России плана по созданию продовольственного кризиса во всем мире, считает Сизов. «В условиях военного и экономического противостояния вряд ли можно ожидать от России уступок Украине и ее сельскохозяйственному сектору, на который приходится значительная доля украинского ВВП», — пояснил аналитик.
Помимо военных действий на Украине другими факторами роста цен на продовольствие стали ухудшение погодных условий в Северном полушарии (США, Евросоюз) и риски введения странами экспортных ограничений, добавил Сизов. Так, ранее в мае запрет на экспорт пшеницы ввела Индия, а до нее Индонезия запрещала поставки пальмового масла, хотя впоследствии сняла эти ограничения. Индийские чиновники уточнили, что не собираются блокировать все поставки продовольствия за рубеж и готовы помогать на двусторонней основе тем странам, которые столкнулись с нехваткой продовольствия.
О серьезном ограничении экспорта продовольствия из России пока речи не идет. По прогнозам «СовЭкон» , в 2022-3 гг. Россия может экспортировать 41 млн т пшеницы — порядка 20% от мирового предложения. Директор департамента мониторинга аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина допускала, что отечественные экспортеры зерна получили возможность заместить Украину в качестве поставщика. Она отметила, что с предложением о сотрудничестве к России, в частности, обратилась Эфиопия, у которой в импорте пшеницы 45% занимало украинское зерно.
В теории другие производители продовольствия (помимо России) могут восполнить предложение на рынке. Общее мировое производство зерновых составляет примерно 2,2 млрд тонн — больше, чем необходимо для удовлетворения потребности в калориях каждого человека на Земле, отмечает специалист по менеджменту в сфере сельского хозяйства Хана Тролман. Увеличить экспорт пшеницы в другие страны, по ее словам, способна Индия, которая значительно повысила объемы производства пшеницы. Ожидается, что в текущем сезоне в стране соберут 107 млн тонн этой зерновой культуры — примерно на 20 млн тонн больше, чем пять лет назад. Кроме того, Тайвань наращивает экспорт риса в качестве альтернативы пшеницы. В то же время восполнить ушедшее с рынка продовольствие — непростая задача. Во-первых, те же зерновые культуры используются не только для питания, но и для корма скота или производства алкоголя. Во-вторых, страны-производители продовольствия всегда очень неохотно либерализуют правила поставок сельхозпродукции, так как хотят быть уверены, что всегда смогут удовлетворить внутренний спрос в случае трудностей.
Какие страны больше всего могут пострадать
Угроза из-за ухода с рынка части предложения, которое раньше обеспечивала Украина, напрямую коснется главных покупателей продовольствия из этой страны, включая Китай, Египет, Грузию и Турцию и Иран. Подорожание или дефицит продовольствия в развивающихся странах может стать острой проблемой для населения. Например, в Египте доля потребления, которая приходится на расходы на еду в пересчете на одного человека составляет 37%, а в Иране — 24%. Так, решение властей Ирана отменить субсидии на импортируемую пшеницу уже спровоцировало в стране масштабные протестные акции. Стоимость продуктов питания на основе муки повысилась на 300%, а из-за неопределенности вокруг государственной политики по корректировке цен в стране возник ажиотажный спрос. В числе других стран, где может возникнуть политическая напряженность из-за проблем с продовольствием, аналитики консалтинговой компании Verisk Maplecroft называют Аргентину, Филиппины, Пакистан и Тунис.
В развитых западных государствах, большинство которых Россия признала «недружественными», рост цен на продовольствие может ударить по самым бедным слоям населения, но граждане со средними и высокими доходами тратят на еду менее 10% потребления. Среди стран ЕС от импорта российского и украинского продовольствия зависят в основном страны Прибалтики.
Для самых бедных стран нехватка продовольствия может усугубить проблему голода, которая обострилась в последние годы. Оценки числа голодающих в мире разнятся. По данным Всемирной продовольственной программы (WFP), по состоянию на 2021 год 193 миллионов человек в 53 странах или территориях столкнулись с острой нехваткой продовольствия на кризисном или более тяжелом уровне, что почти на 40 миллионов человек больше, чем в 2020 году. Наиболее остро проблема голода стоит в Эфиопии, Южном Судане и Йемене. На фоне проблем из-за военных действий на Украине число голодающих может вырасти на 8-13 миллионов человек, предупредили в FAO.
Когда ситуация выправится
Если политикам удастся договориться о прекращении или приостановке боевых действий, то возобновление работы украинских портов не должно создать серьезных трудностей, говорит Андрей Сизов. «Инфраструктура основных портов на юго-западе Украины серьезно не повреждена, и они готовы заработать при условии прекращения военных действий. В этом случае цены на зерно не вернутся к состоянию на начало года, но, полагаю, продемонстрируют падение на десятки процентов», — сказал аналитик. Как напомнил Сизов, последние попытки переговоров о мирном урегулировании между Россией и Украиной в апреле привели к падению цен на зерно, но когда стало понятно, что перемирия не будет, цены снова пошли вверх.
Достижение договоренностей о прекращении горячей фазы военного конфликта на Украине в ближайшие месяцы стало бы самым благоприятным сценарием для продовольственных рынков, полагает Сизов. Пессимистичный сценарий предполагает затяжные военные действия на Украине и дальнейшее расширение экономического противостояния России и Запада. «При таком развитии событий на проблемы с украинским экспортом продовольствия могут наложиться уже российские ограничения и тогда то, что мы видели в последние месяцы, покажется легкой разминкой», — заключил эксперт.