Руководство НАТО работает над планами по укреплению обороны альянса на восточных границах. Силы должны присутствовать постоянно и быть достаточными, чтобы отразить вооруженное вторжение, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг в интервью The Telegraph, вышедшем 10 апреля.
В беседе с британским изданием Столтенберг указал, что в настоящий момент на восточном фланге находятся 40 тыс. военнослужащих, что в десять раз больше, чем несколько месяцев назад, то есть до начала специальной военной операции на Украине.
По словам генсека НАТО, раньше на востоке находились «заградительные» силы, которые символизировали готовность альянса противостоять нападению. Однако сейчас ситуация изменилась.
«Независимо от того, когда и как закончатся боевые действия на Украине, они уже породили долгосрочные последствия для нашей безопасности. НАТО нужно адаптироваться к новой реальности. И именно этим мы сейчас занимаемся», — заявил Столтенберг.
По словам генерального секретаря, Североатлантический альянс находится «в разгаре очень фундаментальной трансформации».
«То, что мы наблюдаем сейчас, — это новая реальность, новая нормальность для европейской безопасности. Мы попросили наших военных командующих предоставить опции того, что мы называем перезагрузкой, долгосрочной адаптацией НАТО. Я думаю, что лидеры альянса примут решения по этому вопросу, когда они встретятся на июньском саммите в Мадриде», — пояснил Столтенберг.
Генсек добавил, что считает НАТО самым успешным альянсом в истории, и назвал две причины: организация смогла объединить Европу и Северную Америку, организация способна меняться вместе с меняющимся миром.
«Сейчас мир меняется, и меняется НАТО», — сказал Столтенберг.
Также глава Североатлантического военного блока поддержал призыв Киева к европейским партнерам не делать различия между оборонительными и наступательными вооружениями в ситуациях, подобных нынешнему кризису. По словам Столтенберга, Киев сейчас обороняется, «а значит, все, что Украина делает, имеет оборонительный характер».
НАТО и кризис на Украине
Президент России Владимир Путин утром 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции в Донбассе. Он заверил, что в планы Москвы не входит оккупация Украины, только ее демилитаризация и денацификация. Решение было принято после обращения руководителей Донецкой и Луганской Народных Республик, заявил Путин. Сразу после начала операции страны НАТО провели внеочередной саммит, где обсудили ситуацию. В итоговом заявлении альянса кризис был назван «наиболее тяжкой угрозой евроатлантической безопасности за последние десятилетия».
«Фундамент мира на европейском континенте по существу разрушен. Мир привлечет Россию, а также Беларусь к ответу за их действия», — отметили в альянсе.
Кроме того, в НАТО заявили, что задействовали планы обороны, чтобы подготовиться к реагированию в ряде непредвиденных ситуаций и обеспечить безопасность территории Североатлантического союза.
Позже и альянс, и лидеры входящих в него отдельных стран подчеркивали готовность к обороне в случае, если кризис выйдет за пределы Украины. При этом акцентировалось внимание на том, что НАТО остается оборонительным объединением.
В частности, выступая в Варшаве, президент США Джо Байден утверждал, что заявления о расширении альянса на восток как «имперском проекте» не соответствуют действительности, но одновременно грозил тем, что в случае пересечения российскими силами границ альянса последует ответ всеми силами.
«Даже и не думайте зайти хотя бы на единый дюйм территории НАТО. У нас священные обязательства», — заявлял Байден.
Также альянс и его члены неоднократно говорили о том, что оказываемая Украине поддержка ограничивается поставками вооружений, посылать в эту страну войска не планируется. Последнее такое заявление Столтенберг сделал 5 апреля. Он заявил, что НАТО в своей поддержке Украине не перейдет грань, за которой начнется полномасштабная война между ядерными державами.