После убийства военкора Владлена Татарского российские политики — в частности, лидеры ЛДПР и «Справедливой России — За правду» Леонид Слуцкий и Сергей Миронов — выступили с призывом вернуть смертную казнь. Как на это отреагировали их коллеги-парламентарии и что думают в Кремле — в материале RTVI.
Леонид Слуцкий еще 4 апреля заявил о необходимости отменить мораторий на смертную казнь — «пересмотреть эту норму» с учетом «того, что сейчас происходит на полях специальной военной операции».
«Мы, вступив в 1996 году в Совет Европы, соблюдали и продолжаем пока соблюдать мораторий на смертную казнь. То, что произошло с нашим товарищем, с Владленом Татарским (Максимом Фоминым), <…> стучит в наше сердце с тем, чтобы мы пересмотрели эту норму», — сказал он на пленарном заседании Госдумы, выразив уверенность в том, что смертная казнь является «адекватным наказанием» для террористов за «злодеяния против человечности и России».
Сергей Миронов 6 апреля обратился к председателю Конституционного суда Валерию Зорькину с просьбой пересмотреть позицию по мораторию в связи с изменившейся геополитической ситуацией, «враждебными действиями коллективного Запада против России», а также терактами и убийствами мирных жителей, передает ТАСС. «Прошу вас рассмотреть возможность пересмотреть позицию Конституционного суда Российской Федерации в отношении возможности назначения и приведения в исполнение наказания в виде смертной казни судами», — говорится в его обращении.
Депутат парламента от «Единой России» Олег Морозов заявил РИА Новости, что позиция Конституционного суда относительно смертной казни может быть уточнена «с учетом изменившейся международной ситуации». По его мнению, Конституция не содержит прямого запрета на смертную казнь.
«Это решение зависит от двух вещей: от мнения общества, а оно, уверен, за, и от политической воли тех, кто будет принимать это решение. Всё остальное — вторично и решаемо», — отметил он.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что у Кремля «нет никакой позиции» по вопросу о возможной отмене моратория на смертную казнь, поскольку там этот вопрос не обсуждается.
Председатель сенатского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, комментируя инициативу Миронова, предложил сторонникам смертной казни «подумать над аргументацией».
«Хорошо, что позицию Конституционного Суда <…> определяют другие люди. Не думаю, что если мы начнем казнить наших граждан (избирателей), то это поможет исправить международную обстановку», — пишет сенатор в своем телеграм-канале.
В Госдуме будет создана рабочая группа для обсуждения идеи о снятии моратория на смертную казнь, но Конституционный суд уже расставил все точки над «i» в этом вопросе, заявил изданию Daily Storm первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов.
«Я бы здесь предложил еще раз посмотреть выступление председателя Конституционного суда на мероприятии, которое было посвящено столетию Верховного суда, где он очень, кажется, внятно изложил позицию по вопросу, который кому-то кажется техническим», — заявил депутат.
По его словам, речь идет об определенных конституционных устоях, сформировавшихся в «новом российском государстве» за три последних десятилетия. К ним, убежден Бессарабов, нельзя «подходить так легко, по-чиновничьи: взяли и ликвидировали соглашение, расторгли его и ушли от моратория».
Член думского комитета по обороне, генерал-лейтенант запаса Андрей Гурулев призвал восстановить в России сталинское понятие «врага народа». По его словам, «враг народа должен моментально получать кайло, в районе Магадана радостно им махать». При этом депутат заверил, что «не говорит про репрессии», а лишь считает необходимым «победить врага внутри, чтобы победить врага на фронте».
«Вся сволочь должна быть объявлена врагами народа, эти люди против нас, против страны, за наше поражение, против нашего будущего. <…> Враги народа — не только те, кто открыто против нас выступает, но и те, кто молча потакают этому», — пишет Гурулев в своем телеграм-канале.
В программе «Соловьев Live» депутат заявил, что если «пристрелить» людей, мешающих России победить Украину, это «будет хорошо» — но не хуже, по его мнению, и вариант отправки на принудительные работы в Магадан, где эти люди в конечном итоге «сдохнут».
Вопрос о снятии моратория на смертную казнь — крайне сложный и болезненный, констатировал в беседе с «Лентой.ру» депутат Госдумы Алексей Чепа. По его словам, оценку этой инициативе должно «самостоятельно дать российской общество».
«Есть опасения, что могут возрастать риски таких террористических актов, как то, что произошло в Санкт-Петербурге. Попытки рассмотрения возможности о возвращении смертной казни могут рассматриваться как способ минимизировать подобные угрозы», — сказал политик.
Он допускает, что возможно частичное снятие моратория на смертную казнь «при определенных условиях, для особо тяжких преступлений» — в качестве «сдерживающей меры для террористов, которые могут опасаться подобного наказания». С другой стороны, признает Чепа, «в таком случае появляется угроза лишения человека жизни по ошибке».
Журналист Екатерина Винокурова в своем телеграм-канале напомнила Сергею Миронову, что у его партии «отваливаются» избиратели и даже региональные отделения. «Я не очень понимаю, а зачем просто Вам оно надо сейчас всё? А в целом это, конечно, нафталиновый пиар из 00-х. Дает цитируемость, но в отрицательном контексте».
Мораторий на смертную казнь в России
Мораторий на смертную казнь начал действовать в 1997 году, когда Россия вошла в Совет Европы и подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека об отмене смертных приговоров в мирное время. Протокол так и не был ратифицирован, однако смертную казнь запрещено применять в России согласно Венской конвенции. В 2009 году Конституционный суд подтвердил невозможность применения смертной казни.
В начале 2022 года снятие моратория на смертную казнь активно обсуждалось, в том числе в Госдуме, в связи с необходимостью ужесточить наказание для педофилов, совершивших тяжкие преступления. Обсуждение активизировалось из-за резонансного убийства пятилетней девочки в Костроме, которое было совершено в начале января 2022 года двумя рецидивистами.
В ноябре 2022 года глава Конституционного суда Валерий Зорькин, выступая на Х Всероссийском съезде судей, заявил, что «только изменение Конституции может послужить основой для возобновления смертной казни», поскольку текст о смертной казни в Основном законе Российской Федерации сформулирован таким образом, что фактически потребуется принятие полностью новой Конституции. В декабре 2022 года Владимир Путин говорил, что позиция КС по смертной казни не изменилась.
При этом в своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» Зорькин пишет, что введение моратория на смертную казнь стало уступкой ценностям, которые несвойственны российскому национальному сознанию: «То обстоятельство, что КС принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем».
Об отмене моратория на смертную казнь Леонид Слуцкий рассуждал еще в начале июня 2022 года в связи с выходом России из Совета Европы. Ранее, в конце марта 2022 года, зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил об отсутствии препятствий для снятия моратория на смертную казнь и допустил такую возможность, приведя в пример послевоенный СССР. В конце февраля, через пару дней после начала военной операции на Украине, Медведев рассуждал на ту же тему в связи с готовившимся выходом России из ПАСЕ и Совета Европы.