Глава МИД Великобритании Лиз Трасс заявила, что Лондон вместе с союзниками по НАТО обсуждает возможность поставок Молдове современного вооружения. Об этом глава британской дипломатии рассказала в интервью The Telegraph, опубликованном вечером 20 мая.

В беседе с журналистами Трасс назвала Молдову «уязвимым государством» и заявила, что хотела бы видеть ее «вооруженной по стандартам НАТО». По ее словам, это потребует как новых видов вооружений, так и обучения молдавских солдат.

О том, что украинский конфликт может перекинуться на территорию Молдовы, 19 мая заявил президент Франции Эмманюэль Макрон.

«Недавние инциденты в Приднестровье показывают, что распространение конфликта на соседние страны не исключено», — сказал французский лидер, переизбранный недавно на новый президентский срок.

Обеспокоенность испытывают и в Молдове, о чем заявила 18 мая премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица. При этом угрозу начала боевых действий непосредственно у границ страны и на ее территории пока считают «отдаленной». В интервью итальянской газете Corriere della Sera глава правительства заявила, что Кишинев не планирует вслед за Хельсинки и Стокгольмом предпринимать шаги по вступлению в НАТО.

«Нейтралитет Молдовы закреплен в конституции и пользуется широкой поддержкой населения», – сказал Гаврилица, подтвердив озвученную в марте позицию о том, что Кишинев заинтересован в членстве в Евросоюзе, но не в Североатлантическом альянсе.

Эскалация в Приднестровье

В конце апреля Россия объявила о начале второго этапа спецоперации, в ходе которого планируется установить полный контроль над Донбассом и южной частью Украины, а также обеспечить сухопутный коридор в Крым и выход к Приднестровью.

«Контроль над югом Украины — это еще один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения. Судя по всему, мы сейчас воюем со всем миром, как было в Великую Отечественную войну, вся Европа, весь мир против нас был. И сейчас то же самое, они никогда не любили Россию», — заявил заместитель командующего Центрального военного округа (ЦВО) генерал-майор Рустам Миннекаев.

Заявление генерала совпало по времени с обострением ситуации в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), значительную часть населения которого составляют русскоязычные жители. 25 апреля прогремели взрывы в здании министерства госбезопасности Приднестровья, на следующий день произошло нападение на воинскую часть в селе Парканы и серия взрывов возле телерадиоцентра в поселке Маяк, где были выведены из строя две антенны, которые ретранслировали радио России. Во всех случаях обошлось без пострадавших. Тирасполь классифицировал произошедшее как теракты и ввел на территории республики «красный» уровень террористической угрозы.

После взрывов в Приднестровье Генштаб ВСУ заявил, что Россия может пойти на провокации в Приднестровье, чтобы обвинить Украину. Власти ПМР также сказали, что совершить теракты могла диверсионная группа, прибывшая с территории Украины. Президент Молдовы Майя Санду заявила, что теракты организованы силами внутри региона. Кишинев не планирует никакой блокады Приднестровья, приветствует мирный диалог и дипломатическое решение проблем.

В МИД России в ответ заявили, что уважают территориальную целостность Молдовы и выступают только за мирное решение приднестровского вопроса. При этом официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова отметила, что «неизвестные» пытаются втянуть Приднестровье в украинский конфликт. В Госдуме также увидели следы внешнего вмешательства в ситуацию в регионе.

«Не хотелось бы гадать, что было бы и неправильно, но все те действия, которые заранее проводились со стороны определенных стран, говорят, что это внешняя история», — заявил замглавы комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров.

С чем может быть связано обострение

Перспектива вовлечения Приднестровья в спецоперацию активно обсуждается всеми сторонами с начала марта. В частности, на территории республики находятся военные базы с российским контингентом, а от 10% до 13% жителей ПМР имеют российские паспорта. При этом на востоке регион граничит с Одесской и Винницкой областями Украины.

О возможности расширения географии конфликта на Приднестровье говорил, в частности, бывший глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков. При этом наличие планов по захвату Приднестровья Стрелков предполагает у Киева, а не у Москвы. Украину, по его мнению, могут интересовать остающиеся на территории непризнанной республики запасы вооружений.

Старший научный сотрудник Венского Центра изучения проблем разоружения и нераспространения оружия Николай Соков сказал RTVI, что у Киева может быть соблазн ответить на продвижение российских войск к Одессе встречным ударом в Приднестровье. «Для Украины также достаточно выгодно было бы ликвидировать вот эту группировку небольшую, которая находится в Приднестровье. Но для этого, собственно говоря, необходимо согласие правительства Молдовы в первую очередь», – говорил Соков.

На Украине же еще в марте активно обсуждали якобы произведенную из ПМР ракетную атаку и даже подготовку нападения на Украину с территории Приднестровья. Советник Офиса украинского президента Алексей Арестович также рассказывал про некую «Бессарабскую операцию» Москвы. По его мнению, после планировавшегося взятия Николаева российская армия рассчитывала начать продвижение к Одессе, а затем и к Приднестровью. Министерство обороны России таких планов никогда не озвучивало, а термин «Бессарабская операция» по отношению к событиям на Украине впервые использовал сам Арестович.

При этом и Вашингтон, и Брюссель официально заявляли, что внимательно следят за развитием ситуации в Приднестровье, выражая надежду на то, что непризнанная республика все же не будет втянута в российско-украинский конфликт.