Министерство юстиции России 9 декабря дополнило реестр иностранных агентов, включив в него издание The Bell*, «Экологическое Движение „42“»*, экс-главу общественной палаты Республики Башкортостан, бывшего председателя совета директоров футбольного клуба «Уфа» Ростислава Моргузалова*, журналиста «Дождя»* Михаила Фишмана*, философа Рубена Апресяна* и знатока игры «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова*.
Кроме того, в новом едином реестре Минюста, который ведется с 1 декабря, указана не только организация «Экологическое движение „42“»*, но и ее активисты. При этом они обозначены не как отдельные иноагенты, а как «участники» организации.
Также как «участники» в реестре перечислены основательница The Bell* Елизавета Осетинская*, главный редактор издания Ирина Малкова*, а также журналисты редакции Петр Мироненко, Сергей Смирнов, Вячеслав Дворников, Ирина Панкратова, Валерия Позычанюк, Камилла Дадашова, Дарья Коржова, Александра Чунова, Денис Касянчук, Юрий Полетаев, Екатерина Буканова, Инна Киясова, Анна Мажарова, Милия Мулюкова, Елена Корнилова, Ольга Латышкова, Алена Хмилевская, Мария Баранова.
Ранее Минюст анонсировал создание реестра физических лиц, «аффилированных с иноагентами». Как поясняли в ведомстве, в него будут включать учредителей, руководителей или работников организаций-«иноагентов» и тех, кто занимался политической деятельностью и получал деньги от уже попавших в реестр «иноагентов людей и организаций».
Редакция The Bell* уже прокомментировала решение ведомства о внесении издания в реестр иноагентов.
«Мы давно этого ждали и готовились. Мы, конечно, продолжим работу: кто-то должен рассказывать, что на самом деле происходит с экономикой и бизнесом (и что вам с этого). Но должны признать, что после сегодняшних новостей, мы будем еще больше зависеть от наших читателей», — говорится в сообщении, опубликованном в телеграм-канале The Bell*.
Минюст традиционно вносит изменения в эти реестры по пятницам. Две недели назад, 25 ноября, Минюст добавил в реестр иноагентов бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана*, адвоката и игрока в «Что? Где? Когда?» Илью Новикова*, ведущую телеканала «Дождь»* Анну Монгайт*, экс-юриста уфимского штаба Навального** Федора Телина, координатора пермского движения наблюдателей «Голос»*, политолога Виталия Ковина* (в конце сентября его также внесли в реестр СМИ-иноагентов) и основательницу фонда «Свободная Бурятия» Александру Гармажапову*. По данным министерства юстиции, все они якобы осуществляли политическую деятельность, спонсируемую из Украины.
Еще неделей ранее, 18 ноября, Минюст включил в реестр физлиц-иноагентов рэпера Noize MC (Иван Алексеев*), журналиста Ирину Шихман*, политика Вячеслава Мальцева*, руководителя Conflict intelligence team Руслана Карпука* (Левиева), основателя проекта «Диссернет» Андрея Заякина*, нижегородскую правозащитницу Олимпиаду Усанову* и политика-либертарианца Михаила Светова*. В реестр СМИ-иноагентов ведомство внесло колумниста издания «Idel.Реалии»* Ирека Биккинина* и главного редактора Republic* Дмитрия Колезева*.
Деятельность признанных «иностранными агентами» физлиц и организаций, в России формально регулируют четыре закона:
- закон «О некоммерческих организациях»;
- закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
- закон «О СМИ»;
- закон «Об общественных объединениях».
Кроме того, с 1 декабря в России вступил в действие закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который президент России Владимир Путин подписал в середине июля. Он позволяет российским властям присваивать кому-либо статус «иноагента» на основании утверждения о нахождении под «иностранным влиянием» (под этим понимается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказания воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами»).
* признан в России иностранным агентом