В обстановке секретности и повышенных мер безопасности прошла в Москве пресс-конференция Клуба рассерженных патриотов (КРП). Его участники представили бывшего “народного губернатора” Донбасса Павла Губарева как “первого среди равных” единомышленников, предложили свою помощь государству, которое “стоит на грани катастрофы”, и определили главные угрозы для России. Это, по их мнению, коллективный Запад, не скрывающий планов расчленить Россию, сбежавшие “либералы-коллаборанты”, среди которых зреет новый прозападный лидер страны, либералы во власти, которые “хотят устроить договорняк” с Украиной и ЕС, и, внезапно, бизнесмен Евгений Пригожин, который “сконцентрировал в своих руках огромную силу” и последними заявлениями “наносит ущерб России”. Подробности с пресс-конференции — в репортаже спецкора RTVI Алексея Сочнева.
При повышенных мерах безопасности
“Рассерженные патриоты” проводили свою пресс-конференцию в одном из залов гостиничного комплекса “Измайлово”, но попасть на нее было не так просто. Место проведения не сообщалось до самого начала, а журналистам назначили встречу совершенно в другом месте, откуда затем, предварительно проверив всю технику и вещи, отвезли на автобусе к “Измайлово”.
- Так, кто тут у нас оператор? Доставай свою камеру, включи, и покажи, что она работает — говорит представитель службы безопасности из нацболов.
- Это зачем? — недоумевает журналист.
- Это затем, что мы бы пронесли бы взрывчатку в камере, а против нас действуют такие же хитрые ребята, поэтому включай технику, убедимся, что она не превратит нас в фарш.
Это была первая проверка. Затем она повторилась на входе в гостиницу, здесь всех проверили металлодетектором и прогнали через рамку, а на входе в сам зал велели сдать сумки в специально подготовленный гардероб. На конференцию пришло много иностранных журналистов, они одобрительно кивали и хвалили за меры предосторожности.
Одна съемочная группа прибыла к самой гостинице, но ее не впустила охрана, так как они не смогли объяснить какое СМИ представляют и каким образом узнали о месте проведения мероприятия. “На этаже провокаторы, никто из КРП не выходит”, — командует охрана мероприятия.
Кто это был установить не удалось, “журналисты” растворились так же быстро, как и приехали.
Планы КРП, выборы и гражданская война
В мероприятии помимо Павла Губарева, который специально приехал Москву с Донбасса, приняли участие экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков, руководитель Центра тактической медицины Юрий Евич и один из один из координаторов незарегистрированной партии “Другая Россия Эдуарда Лимонова” Михаил Аксель.
Первым слово взял Губарев, он объяснил, что в КРП собралась широкая коалиция людей разных взглядов и убеждений, которых объединяет только одно — все они желают победы России в военном конфликте, при этом готовы участвовать в выборах, если изменится система их проведения, которая сейчас не позволяет оппозиции в них участвовать.
“Российская власть должна придерживаться национальных интересов и социальной справедливости. Национальные интересы — это победа в военном конфликте. А социальная справедливость сегодня состоит в том, чтобы направить все ресурсы на эту победу”, — заявил Губарев. КРП он назвал “точкой сборки” новой политической патриотической силы, вокруг которой будут объединяться граждане по всей стране.
«Политика это не всегда выборы. Если мы будем к ним допущены — мы выиграем эти выборы. Проиграем на Украине — будет гражданская война. Мы сформируем отряды и будем участвовать в гражданской войне, но не мы ее будем развязывать. Мы очень любим свое государство. И мы, конечно, источником такой смуты не станем», — сказал Губарев.
Он пообещал в июне провести “Вече Победы”, на котором клуб представит экспертов и шаги для достижения победы в конфликте с Западом. Пока же “рассерженные патриоты” констатируют, что ситуация на фронте находится в состоянии стагнации.
“Одна из основных претензий рассерженных патриотов к государственной власти и к военному командованию заключается в том, что те меры, которые необходимы для победы не принимались и не принимаются. Это критически опасно. За 15 месяцев ***** (военных действий) Российская Федерация оказалась в пассивной обороне и продемонстрировала не очень удачные наступления на отдельных участках фронта. Инициатива в весенне-летней кампании, это уже очевидно, будет принадлежать вооруженным силам Украины, которые за зиму и весну сумели подготовить стратегические резервы и готовы ввести их в ближайшее время в бой на одном из участков фронта. Эта ситуация унизительна, как для армии, так и для России, и вызывает у нас гнев”, — объяснил диспозицию Стрелков.
Чтобы этот конфликт не закончился для России, как Первая мировая война, пока большая часть политической элиты пребывает в прострации, и был создан Клуб рассерженных патриотов, уверен Стрелков. “Опыт его членов может быть востребован государством”, — считает он.
Один из лидеров нацболов Михаил Аксель анонсировал создание ячеек КРП в регионах, а кандидат медицинских наук Юрий Евич призвал региональные власти активнее обращаться к КРП за обучением тактической медицине.
“Мы обучаем военных и гражданских во всех регионах. К огромному сожалению, это происходит по инициативе отдельно взятых людей и системно работа не организована. Насколько я знаю, губернаторы и местные власти получили распоряжение по подготовке населения к обороне и целому ряду других мероприятий. По каким-то причинам, за редчайшими исключениями, я не вижу, чтобы что-то проводилось. Могу выделить только Калужскую область, там идет подготовка, и власти идут на встречу. А в других регионах, видимо, надеются, что все само рассосется, или ждут, что придут новые хозяева, и боятся, что им предъявят, что они выполняли распоряжения из Кремля”, — предположил Евич.
Либералы, Навальный и главная причина неудач украинской кампании
“Вам чудесным образом позволено критиковать власть, либералам не позволено, в чем секрет?” — поинтересовался журналист из Португалии, обращаясь к Стрелкову.
Этот вопрос вызвал яростную реакцию Михаила Акселя: “Вы говорите про либеральную оппозицию, Но какая же это либеральная оппозиция? Это коллаборационисты, которые у нас собирают деньги на ВСУ. Это они оппозиция? Или Алексей Навальный, про которого очень любила в свое время либеральная оппозиция рассуждать. А вы забыли, как его регистрировали на выборах мэра Москвы? Вы думаете, что мы про это забыли? Либеральная оппозиция, которая сейчас активно выступает против нашей страны, создала атмосферу ненависти по отношению к русскому народу. Мы не считаем ее ни либералами, ни оппозицией — это коллаборанты”.
Стрелков более сдержанно объяснил, что КРП критикует и будет критиковать власть, но критика клуба не антигосударственная.
«Мы для государства никакой угрозы не представляем. Я думаю, с этим связано и то, что мы не репрессированы», — сказал он.
Фамилия Навального, который отбывает срок в колонии, снова всплыла в ходе обсуждения планов условного Запада на будущее России в случае ее поражения на Украине. Патриоты убеждены, что в Евросоюзе уже готовят нового лидера из рядов политических эмигрантов и это не обязательно будет Михаил Ходорковский*, Гарри Каспаров* или Алексей Навальный. При этом Стрелков и Аксель отметили, что не стоит обращать внимание на отрицательный рейтинг уехавших из страны у обывателей.
“Имели ли на 30-миллионную украинскую аудиторию какое-то влияние Турчинов, Яценюк и Тягнибок? Нет. Они что, пришли в результате выборов к власти? Они сами себя назначили. У них были деньги, у них была поддержка извне, у них была структура. Они пришли к власти в результате переворота. Поэтому я полагаю, что Навальный, Ходорковский* — это условные фамилии, там может быть совсем другой человек. Имени я не знаю, я не Ванга и не гадаю. Фронтмена они выдвинуть смогут. Естественно, Навальный тут может быть в роли Тимошенко, она тоже сидела в колонии”, — рассуждает Стрелков.
Возвращаясь к теме военного конфликта Игорь Стрелков обозначил “корень проблемы”. По его мнению, он в неправильной установке приоритетов на государственном уровне. Стрелков считает, что бессмысленно критиковать Минобороны, пока власть не определилась с государственной стратегией, не определила четкие цели военной операции на Украине. Только после этого можно мобилизовать экономику, промышленность и армию под лозунгом “Все для фронта, все для победы”.
“Проблема не в Министерстве обороны. Армия и война, как известно, являются продолжением политики. Государственная политика России по отношению к так называемой Украине после переворота 2014 года была изначально не верна. Таковой она остается и сейчас. Российская Федерация по прежнему признает результаты переворота 2014 года и не ставит под сомнение легитимность украинских властей. Даже попытка годичной давности поменять власть на Украине лихим кавалерийским наскоком исходила из задач сохранения так называемой дружественной Украины”, — полагает Стрелков.
При этом он уверен, что российские власти приняли решение “любой ценой выйти на компромисс с Украиной” и заключить новый “договорняк”.
“В рамках этого мы видели отвод наших бойцов от Киева, из Сумщины, из Черниговщины. Мы видели очень слабое сопротивление в Харьковской области (Минобороны назвало эти события “перегруппировкой” для “наращивания усилий на Донецком направлении” — прим. RTVI), опоздание с мобилизацией. Частичную и недостаточную для победы мобилизацию. Затем в этой же схеме сдача Херсона, который можно было удерживать (командующий группировкой российских войск Сергей Суровикин заявил, что организация обороны по барьерному рубежу реки Днепр будет наиболее целесообразной — прим. RTVI). В эту же стратегию входит и зерновая сделка, и переговоры по аммиаку. Условия России по этим сделкам не выполняются, но Россия продолжает их заключать, оставляя мостик для “договорняка”. Им чрезвычайно важно все равно сохранять переговорную площадку”, — считает Стрелков.
Конфликт Пригожина и Минобороны
Полемика между Евгением Пригожиным и Министерством обороны, по мнению Стрелкова — это результат вышедших наружу противоречий внутри властного клана.
“Это политическая борьба. Уже началась борьба за жизнь после Путина. Как бы я критически ни относился к Путину, сейчас Путин — это единственная легитимная фигура в Российской Федерации. Его свержение, устранение по болезни будет означать крушение Российской Федерации. На данный момент нет никого, имеющего хотя бы относительную легитимность и пользующегося хотя бы относительным авторитетом в России, кроме Путина. И он эту ситуацию создал сам. Что есть, то есть”, — говорит Стрелков.
«А вот начавшаяся схватка публичная означает, что внутри власти, причем в том числе в ближайшем окружении президента, идут неизвестные нам, но очень опасные процессы», — уверен Стрелков.
Публичную критику Минобороны и угрозы покинуть позиции в Бахмуте со стороны руководителя ЧВК “рассерженные патриоты” считают опасным прецедентом для государства и уверены, что в ситуацию должен вмешаться президент.
“Как бывший защитник конституционного строя и офицер запаса ФСБ России, я считаю Пригожина очень серьезной угрозой конституционному строю Российской Федерации. Более того, некоторые его последние заявления, которые он сделал, учитывая его статус как формального хозяина целого армейского корпуса, я считаю, что они уже носят в себе все признаки угрозы военным мятежом”, — сказал Стрелков (В преддверии 9 мая Пригожин записал видео, в котором обвинил Генштаб и Минобороны в систематической непоставке снарядов и заявил, что ЧВК «Вагнер» будет вынуждена уйти из Бахмута на тыловые позиции, если снарядный голод не прекратится — прим. RTVI).
“Рассерженные патриоты” уверены, что Владимир Путин должен стать верховным главнокомандующим, либо назначить полноценного заместителя и пресечь “дрязги, которые существуют между различными структурами”, которые подрывают моральный дух на фронте и в тылу.
Павел Губарев отметил, что в КРП разделяют отношение к Пригожину и к бойцам ЧВК. “У нас там много друзей служило и служит, некоторые погибли”, — сказал он.
Прогнозы дальнейшего хода боевых действий
Патриоты уверены, что только взятие Киева может спасти Россию от катастрофических последствий. Сохранение субъектности Украины в любой форме, по их мнению, оставит у границ России постоянный очаг напряженности и враждебности, которым будет управлять НАТО.
“Наше знамя над Киевом или украинский флаг на Кремле. Третьего не дано”, — считает Губарев. А пока патриоты предлагают готовиться к ударам дронов по глубокому тылу, диверсиям и ракетным атакам.
“Великобритания уже объявила о решении передать Украине крылатые ракеты дальностью свыше 250 километров. Это, подчеркиваю, 250 километров в экспортном варианте. В варианте, которые используют британские войска, эти ракеты могут поражать цель на расстоянии до 600 километров”, — говорит Стрелков.
«Если мы дальше продолжим толочь воду в ступе, по русской поговорке, нас непременно ждут массированные удары ракетами на всю глубину, на которую они будут доставать».
По его мнению, это результат того, что Россия “не проявляет волю”, “не готова к победе” и не готова “идти на жертвы”, а продолжает стремиться к переговорам, которых Украина вести не собирается.
Отвечая на вопрос спецкора RTVI о возможностях ВСУ в предстоящем контрнаступлении и о том, будет ли оно последним, Стрелков ответил, что определенных успехов ВСУ сможет добиться, а наступление, вне зависимости от его результата, последним точно не будет.
“ВСУ подготовили в резерве 11 или 12 бригад, из них полноценно укомплектованы боевой западной техникой от 4 до 6, в том числе две тяжелых бригады с несколькими танковыми батальонами. Остальные механизированные также полностью снабжены западной бронетехникой и артиллерией. Но не в том дело, что у противника больше танков, чем у Российской Федерации. Пока у нас больше. Силы противника в разведке и связи. По этим двум компонентам у нас колоссальнейший провал. Благодаря этому у них есть хороший шанс выбрать нужное место и время. Станет ли наступление решающим? Вряд ли. Но те потери, которые они неизбежно понесут, они способны пополнить. Как в людях, так и в технике. Запад даст еще”, — считает Стрелков.
* включены в единый реестр иноагентов Минюста России