15 ноября в Сан-Франциско ожидается событие, к которому в Пекине и Вашингтоне готовились почти год, — встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Переговоры пройдут на полях 30-го саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в котором участвуют главы 21 страны. Как шла подготовка к переговорам Байдена и Си, для чего пришлось подключить к процессу Генри Киссинджера, почему китайские СМИ вспомнили про «Летающих тигров» и сумеют ли лидеры распутать клубок взаимного недоверия и противоречий — в материале RTVI.
Как готовилась встреча Байдена и Си
Во вторник, 15 ноября, борт Си Цзинпина приземлился в международном аэропорту Сан-Франциско. Как передавало агентство Синьхуа, лидера КНР встречали губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом, министр финансов США Джанет Йеллен и другие официальные лица. Интригу о визите Си в США Пекин сохранял до 10 ноября, когда МИД КНР, наконец, опубликовал официальное заявление о намерении китайского руководства посетить Сан-Франциско.
Это первая поездка китайского лидера в США за последние шесть лет и первая за год встреча с американским лидером. Вне зависимости от того, договорятся ли о чем-либо Белый дом и Чжуннаньхай (правительственная резиденция КНР) или нет, поездка Си важна сама по себе.
Главная подготовка к переговорам Байдена и Си проходила с 8 по 12 ноября — тогда в США с визитом приехал вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн, который встретился с главой Минфина США Джанет Йеллен. По итогам переговоров они публично выступили против полного разрыва торгово-экономических связей. В то же время Йеллен сообщила, что США продолжают принимать «экономические меры в нарушение национальной безопасности», но о таких мерах будут впредь предупреждать Китай заранее.
Также сторонам удалось разрешить споры в сфере образования и научных обменов. С ноября 2018-го по февраль 2022 года в США действовала «китайская инициатива» по поиску потенциальных китайских шпионов, якобы участвовавших в научной работе вместе с американцами. Проживающие в США китайские ученые, как считали Трамп и его команда, занимались промышленным шпионажем. Теперь же, согласно опубликованному заявлению от 13 ноября, США и Китай договорились о расширении взаимодействия между студентами, преподавателями и исследователями двух стран — с увеличением количества стажировок, консультаций и исследований.
Среди других «дипломатических учений», прошедших за последние две недели перед американо-китайским саммитом, — встреча спецпредставителей двух стран по климату , по вопросам прав людей с ограниченными возможностями, по нераспространению ядерного вооружения и по морским вопросам в спорных водах в Южно-Китайском и Восточно-Китайских морях.
Не обошлось без Киссинджера
В прошлый раз Байден и Си встречались на индонезийском острове Бали в ноябре 2022 года во время саммита «большой двадцатки». Та встреча завершилась на оптимистичной ноте: лидеры решили не доводить кризис в двусторонних отношениях до полной конфронтации, а искать точки соприкосновения.
Но через несколько месяцев, в феврале 2023 года, все усилия китайских и американских дипломатов разбились о непредвиденное обстоятельство. Китайский аэростат пронесся над американской землей — при этом не над абстрактными лесами и горами, а вблизи шахт для запуска межконтинентальных ядерных ракет, которые находятся на базе ВВС США «Мальмстрем» на северо-западе страны.
История со сбитым аэростатом устроила сильную встряску американского истеблишмента. В ответ на акт, представлявший угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов (как поначалу считали в Вашингтоне), госсекретарь Энтони Блинкен отменил свою поездку в Китай. Он должен был прибыть в Пекин 4 февраля и продолжить диалог, о котором два лидера договорились на Бали. И хотя позже американские власти признали, что китайский аэростат все-таки не собирал разведданные, в отношениях США и Китая наступил новый «ледниковый период».
«Отсутствие искренности», — так китайские СМИ охарактеризовали американскую позицию после встречи Блинкена с заведующим канцелярией комиссии центрального комитета Компартии Китая по иностранным делам Ван И на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале.
Однако весной Китай все же решил пойти навстречу Вашингтону. 10-11 мая в Вене прошли переговоры между Ван И и советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном. Эту встречу не анонсировали заранее. По ее итогам сообщалось, что высокопоставленные чиновники провели «откровенные, основательные, конструктивные переговоры по основным вопросам американо-китайских двусторонних отношений».
Активизация контактов между Вашингтоном и Пекином пришлась на лето. В Пекине побывали сначала Блинкен, затем глава минфина Йеллен и спецпредставитель президента США по климату Джон Керри.
О саммите Байдена и Си договорились уже ближе к октябрю. Так, 26-27 октября Ван И (вернувшийся на пост главы МИД КНР) посетил Вашингтон, где встретился с американским коллегой Блинкеном. Согласно заявлению МИД КНР, во время встречи «стороны договорились прилагать совместные усилия для проведения встречи глав двух государств в Сан-Франциско».
Чтобы вновь свести за столом двух лидеров, к дипломатическим усилиям пришлось подключить ветерана американской дипломатии — 100-летнего Генри Киссинджера, которого в Китае уважают как человека, внесшего важнейший вклад в налаживание отношений между США и КНР в 1970-х годах. Бывшего высокопоставленного дипломата пригласили в Пекин, где у него прошла встреча с Си Цзиньпином. Примечательно, что Киссинджер также встретился и с занимавшим пост министра обороны КНР Ли Шанфу. Хотя от официального диалога с США по военным вопросам китайцы отказались после визита Нэнси Пелоси на Тайвань в августе 2022 года. К примеру, в июне 2023 года делегация китайского минобороны не захотела встречаться с главой Пентагона Ллойдом Остином на полях конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре.
«Оркестр из Филадельфии», «Летающие тигры»: как изменилась риторика Китая
В ожидании переговоров между Си Цзиньпином и Джо Байденом изменилась риторика ведущих китайских государственных СМИ. Так, китайский таблоид Global Times написал, что встреча стабилизирует двусторонние отношения перед президентскими выборами в США в 2024 году. Опрошенные Global Times китайские эксперты тоже оптимистичны. К примеру, директор Центра международной безопасности и стратегий Университета Цинхуа Да Вэй считает, что военный диалог между странами, скорее всего, восстановится. По его прогнозам, вслед за саммитом последует активизация сотрудничества в образовании, туризме и борьбе с изменением климата.
Агентство Синьхуа вспоминает славные семидесятые. «В 1973 году Филадельфийский оркестр стал первым американским оркестром, выступившим в Китае. Сегодня симфонии, исполненные ансамблем во время той исторической поездки, все еще находят отклик [у китайцев], напоминая о революционном моменте, ознаменовавшем начало нормализации отношений между Китаем и США полвека назад», — предается воспоминанием обозреватель Синьхуа. И напоминает о трех принципах американо-китайских отношений: взаимное уважение, мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество. «А сейчас Филадельфийский оркестр снова находится в Китае, отмечая свою первую поездку в КНР», — намекает на возможное потепление Синьхуа.
Другой рупор китайского правительства — газета «Жэньминь Жибао» — опубликовал колонку американского миллиардера и предпринимателя в сфере недвижимости Джеффа Грина. Грин возглавил поездку делегации ветеранов «Летающих тигров» в Китай. «Летающие тигры» — это добровольческое военно-воздушное подразделение американских летчиков, воевавших на стороне Китая против Японии в 1941-1942 годах во время Второй мировой войны. ««Летающие тигры» символизируют взаимопомощь между народами США и Китая, а дух «Летающих тигров» олицетворяет дружбу и сотрудничество», — говорится в статье.
Еще раньше, 31 октября, на страницах «Жэньминь Жибао» вышла статья под названием «Продвигая реальную стабильность и улучшение отношений между Китаем и США». В ней китайские авторы описали свои взгляды на отношения с США и ожидания от контрагентов по ту сторону океана. «В условиях нарастания глобальных вызовов обе стороны тем более должны выбрать правильный путь сотрудничества. Восстановление мировой экономики, борьба с изменением климата, решение международных и региональных проблем в «горячих точках» — все это требует координации и сотрудничества между Китаем и США», — пишет издание.
Си и Байден растопят лед?
Спустя год взаимных обвинений, которые перемежались с попытками найти общую почву для диалога, стороны предпринимают вторую попытку.
14 октября Джо Байден, общаясь с журналистами, сказал, что через встречу с Си он хочет вернуть отношения «в нормальное русло, чтобы можно было поднять телефонную трубку и поговорить друг с другом в случае кризисной ситуации». Байден подтвердил и другую цель — восстановить диалог между военными двух стран.
Как отмечает Politico, лидеры обсудят рост напряженности в Тайваньском проливе и в Южно-Китайском море и вопросы соблюдения прав человека. Кроме того, Байден намерен поговорить с китайским лидером о ситуации на Ближнем Востоке. Американская администрация хочет убедить Си воспользоваться своим влиянием на Тегеран — чтобы иранцы избегали действий, которые могут разжечь из противостояния Израиля и ХАМАС более масштабный региональный конфликт, пишет Politico со ссылкой на высокопоставленного представителя американской администрации.
Китай, в свою очередь, ожидает от переговоров конкретных гарантий со стороны США, пишет AP. В Пекине ждут заверений, что США не будут поддерживать полную независимость Тайваня, не начнут новую «холодную войну» и не будут препятствовать экономическому росту Китая.
В принципе именно об этом Си и Байден договорились еще год назад на Бали. Но для исполнения этих договоренностей за год было сделано мало. Сейчас ситуация осложняется грядущими президентскими выборами в США в 2024 году — в ходе кампании кандидаты могут прибегнуть к популистским обвинениям в адрес Китая и к жесткой антикитайской риторике, что может отрицательно сказаться на диалоге. Поэтому Китаю именно сейчас важно услышать от американской администрации, что в Белом доме продолжат придерживаться прежних договоренностей. А как показал инцидент с китайским аэростатом, это не всегда возможно из-за жесткого противостояния в самих США демократов, республиканцев и фракций внутри этих двух партий.
Си Цзиньпин же, судя по всему, делает ставку на американский бизнес, который не хочет полного разрыва торгово-экономических связей в духе «торговой войны» Дональда Трампа. Помимо встречи с Байденом, Си примет участие в торжественном ужине, организацией которого занимаются национальный комитет по американо-китайским отношениям и американо-китайский деловой совет. Это две некоммерческие американские организации, призванные налаживать диалог между политиками, экспертами и предпринимателями по обе стороны Тихого океана. Стоимость билета на ужин — от двух тысяч долларов.
Между тем уже на следующий день после переговоров лидеров двух держав, 16 ноября, вступят в силу новые экспортные ограничения, призванные закрыть Китаю доступ к передовым американским технологиям в сфере электроники. Рестрикции запретят американским компаниям продавать в КНР современные вычислительные микросхемы и изделия для производства полупроводников.