Против России ведется масштабная кибервойна, которая продолжается уже несколько лет, а в этом году стала еще агрессивнее, заявил президент страны Владимир Путин на заседании Совета безопасности 20 мая. Встреча проходила в режиме видеоконференции.
«Количество кибератак на российскую информационную инфраструктуру все последние годы постоянно растет — именно все последние годы, ну а с началом специальной военной операции в Донбассе, на Украине, вызовы в этой сфере стали еще более острыми и серьезными, более масштабными. По сути, против России развязана настоящая агрессия, война в информационном пространстве», — заявил Путин, обращаясь к членам Совбеза.
Как отметил президент, предпринимаются целенаправленные попытки вывести из строя интернет-ресурсы объектов критической информационной инфраструктуры России, включая СМИ, финансовые учреждения, социально значимые порталы и сети, официальные сайты органов власти и корпоративные сети ведущих российских компаний. Стоять за этими атаками, по мнению Путина, могут только серьезные внешние силы.
«Кратно, в разы увеличилось число кибератак, в том числе комплексных. Как отмечают специалисты, эксперты, хакерам-одиночкам это, конечно же, не под силу. Атаки проводятся из разных государств, и при этом они четко скоординированы. По сути, это действия государственных структур, и мы знаем с вами, что в состав армий некоторых стран уже вполне официально входят кибервойска», — заявил российский лидер.
«При этом в ход идут самые современные алгоритмы и комбинированные технологии. Применяется все более сложное программное обеспечение, способное поражать устройства, использующие различные операционные системы», — добавил президент.
Одновременно глава государства подчеркнул, что Россия успешно противостоит внешнему кибервоздействию благодаря своевременно проведенной подготовительной работе.
«Но уже сегодня можно сказать, что киберагрессия против нас, как и в целом санкционный наскок на Россию, провалилась. В целом мы были готовы к этой атаке, и это результат той системной работы, которая велась все последние годы», — заявил Путин.
Обращаясь к Совбезу, президент призвал сосредоточить усилия на трех направлениях работы.
Постоянно, в режиме реального времени совершенствовать и донастраивать механизмы обеспечения информационной безопасности критически важных отраслевых объектов, от которых зависит обороноспособность страны, экономика и социальная сфера. По словам Путина, «на трети подобных объектов нет структурных подразделений по защите информации», что должно быть исправлено.
Необходимо повышать защищенность информационных систем и сетей связи в государственных органах. «Проведенные в 2021 году проверки показали, что большинство действующих там ресурсов уязвимы для массированных атак, для деструктивного внешнего воздействия, тем более при использовании зарубежных технологий последнего поколения», — заявил Путин.
Президент также предложил рассмотреть вопрос о создании «государственной системы защиты информации».
Важно начать работать над «кардинальным снижением рисков, связанных с использованием зарубежных программ, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования», то есть осуществлять переход «на отечественную технику, технологии, программы и продукты».
Цифровой фронт спецоперации
Утром 24 февраля президент России Владимир Путин выступил с экстренным заявлением, заявив о начале специальной военной операции для защиты Донбасса. В тот же день хакерская группировка Anonymous объявила кибервойну российскому правительству, сообщив об этом в соцсетях, против России выступили и другие хакерские группы и отдельные взломщики. При этом другие встали на сторону Москвы.
В день начала спецоперации Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), созданный по приказу руководства ФСБ, предупредил об угрозе увеличения интенсивности компьютерных атак на российские информационные ресурсы. Как указывали НКЦКИ, хакеры могут попытаться нарушить функционирование важных информационных ресурсов и сервисов, а также нанести «репутационный ущерб, в том числе в политических целях».
Прогноз оправдался. В течение следующих месяцев были совершены многочисленые кибератаки на российские компании и государственные структуры. В частности, во время майских праздников хакеры нарушили работу Единой государственной автоматизированной информсистемы учета алкоголя (ЕГАИС), в результате чего производители и дистрибьюторы временно лишились возможности отгружать спиртное в магазины.
Также большой резонанс получила хакерская атака на сервис RUTUBE, который после начала спецоперации начал позиционироваться как альтернатива YouTube. В частности, на фоне слухов о возможной блокировке западного оригинала, российский сервис зафиксировал рекорд в 21 млн уникальных пользователей за месяц.
Были и обратные случаи. В конце марта компания Google обвинила «российских хакеров» в кибератаках на военные структуры нескольких стран Восточной Европы и центр передового опыта НАТО.
12 мая газета «КоммерсантЪ» писала, что после начала спецоперации на Украине число атак хакеров на российские компании выросло в три раза, одновременно отмечая раскол среди взломщиков, которые встали на разные стороны в украинском конфликте. В своей публикации издание ссылалось на исследование «Лаборатории Касперского» о вирусах-шифровальщиках.
«Вскоре после начала конфликта некоторые группы вымогателей перешли на одну из сторон, в результате появились атаки, проводимые в поддержку России или Украины», — говорил газете эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.
Руководитель направления Application Security Softline Алексей Чупринин подчеркивает, что на фоне противостояния Киева и Москвы изменились также и цели хакеров: вместо финансовой выгоды они стремятся добиться общественного резонанса, заблокировав или усложнив доступ к данным жертвы.