После нескольких месяцев расследования взрывов на «Северных потоках» европейские политики и чиновники стали в частном порядке говорить, что Россия, возможно, непричастна к атаке на газопроводы, пишет The Washington Post (WP).
«На данный момент нет никаких доказательств того, что за диверсией стояла Россия», — цитирует газета одного из европейских чиновников. Такую же оценку, по данным издания, за последние недели дали 23 представителя дипломатических и разведывательных служб в девяти странах.
Некоторые источники, по-прежнему считая Россию «главным подозреваемым», сейчас утверждают, что однозначно возложить ответственность за диверсию на какую-либо страну может быть невозможно — несмотря на то, что никто не сомневается в преднамеренном характере случившегося. Официальные лица на условиях анонимности комментируют ход расследования взрывов, констатируя, что собранная информация, включая секретные разведданные, не позволяет «окончательно связать Россию с нападением».
Власти стран Балтии пытались выяснить, какие корабли находились в зоне ЧП за несколько дней до взрывов. Глава МИД Финляндии в недавнем интервью подчеркнул, что с учетом количества взрывчатки, необходимого для проведения такой диверсии, это могло быть осуществлено только на «государственном уровне» и «очень профессионально».
Россия «остается главным подозреваемым, отчасти из-за недавней истории бомбардировок гражданской инфраструктуры на Украине и склонности к нетрадиционным методам» ведения боевых действий, пишет WP.
При этом, по данным американской газеты, некоторые еврочиновники выражают сожаление по поводу того, что многие мировые лидеры «указали пальцем на Москву», не принимая в расчет версии о причастности других сторон или экстремистских групп, которые могли иметь возможности и мотивы для атаки на газопроводы.
«Правительства, которые ждали комментариев, прежде чем делать выводы, поступили правильно», — выразил убеждение один европейский чиновник.
Так, в частности, поступили власти Швеции. Глава шведского МИД Тобиас Биллстрем заявил, что его правительство ждет, пока прокуратура страны завершит расследование взрывов, прежде чем прийти к какому-либо выводу.
Сторонники мнения о непричастности России отмечают, что по мере того, как расследование взрывов затягивается, становится все очевиднее отсутствие выгоды от случившегося для Москвы. «Версия, что это Россия [повредила газопроводы], никогда не имела для меня смысла», — сказал один западноевропейский чиновник.
«По словам официальных лиц, в течение длительного пребывания Путина у власти Кремль использовал энергетику как инструмент политического и экономического воздействия <…>, чтобы подчинять страны своим целям. Отказ России от этого рычага не имел смысла», — рассуждает The Washimgton Post.
Европейские и американские чиновники, продолжающие считать, что Россия является наиболее вероятным виновником взрывов, говорят, что у нее был как минимум один правдоподобный мотив: «Северные потоки» на момент ЧП уже «не приносили никаких доходов в российский бюджет», а их повреждение «продемонстрировало, что трубопроводы и другая подводная инфраструктура уязвимы — и что страны, поддержавшие Украину, рискуют заплатить страшную цену».
Повреждение газопроводов
Две нитки «Северного потока — 1» и одна нитка «Северного потока — 2» были повреждены 26 сентября, сейсмологи зафиксировали несколько взрывов в зоне повреждения. Европейские СМИ со ссылками на экспертов и официальных лиц из разных стран написали, что с высокой долей вероятности произошла диверсия. Поставки газа по «Северному потоку» были остановлены «Газпромом» еще в начале сентября.
Трубопроводы «Северный поток» и «Северный поток — 2» проходят через воды Германии, Швеции и Дании. Все три страны проводят расследование инцидента. Федеральная прокуратура Германии возбудила уголовное дело о терактах. Обследование поврежденных участков проводит также оператор газопровода Nord Stream AG. Служба госбезопасности Швеции заявила, что взрывы определенно стали результатом диверсии, поскольку на месте происшествия удалось обнаружить некие посторонние предметы со следами взрывчатых веществ.
Президент России Владимир Путин называл повреждение газопроводов «очевидным терактом» и подчеркивал, что российской стороне «трудно <…> контролировать» сбор информации о случившемся, поскольку «это же всё [находится] в особой экономической зоне Дании, Швеции, потом дальше Германии». Российский лидер заявлял, что к взрывам причастны «англосаксы». О причастности Запада говорили также глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин и глава Совбеза Николай Патрушев.
Минобороны России обвинило представителей военно-морских сил (ВМС) Великобритании в том, что они якобы принимали участие в планировании и реализации теракта. Британское министерство обороны назвало эти обвинения «выдуманной историей» и «ложью эпического масштаба».