В день объявления в России частичной мобилизации произошел один из крупнейших обменов военнопленными с Украиной — на родину вернулись 55 российских военных в обмен на 215 украинских, в том числе бойцов полка «Азов»*, взятых в плен при осаде «Азовстали» в Мариуполе. Киев также передал России бывшего народного депутата и лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука. Многим «азовцам» грозила в ДНР смертная казнь по обвинению в военных преступлениях. Их освобождение вызвало негативную реакцию у российской патриотической общественности. RTVI разбирался, как готовился обмен и кого включили в итоговый список.
Как готовился обмен
21 сентября произошел масштабный обмен пленными между Россией и Украиной. Посредниками в переговорах выступили президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман.
Украине вернули 215 военнопленных, большинство из которых члены запрещенного в России полка «Азов», взятые в плен на «Азовстали» в мае 2022 года. Россия же смогла вернуть 55 военнослужащих и лидера самой крупной, ныне запрещенной на Украине, партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука. На родине его обвиняют в госизмене, он находился под арестом с начала марта 2022 года.
Принц Салман никак не прокомментировал обмен. Эрдоган назвал его важным и не последним шагом на пути к прекращению военного конфликта. Минобороны России дало краткий комментарий: «были обменены 55 военнослужащих, которым в плену грозила смертельная опасность».
Детали обмена раскрыл президент Украины Владимир Зеленский. С его слов, операция по обмену готовилась довольно долго.Зеленский утверждает, что Россия предлагала за Медведчука — 50 «азовцев», однако, «украинская сторона добилась увеличения этой цифры до 200».
«Отдать Медведчука в обмен на наших воинов — не жалко. Он прошел все следственные действия, предусмотренные законодательством. Украина получила от него все, что необходимо в рамках уголовных производств», — сказал Зеленский.
Когда начались переговоры по обмену, президент Украины не уточнил, но еще 18 апреля СБУ выложило «видеообращение» Медведчука, в котором он просит Владимира Путина обменять его на жителей Мариуполя. 21 мая, спустя пять дней после сдачи «азовцев», председатель комитета Госдумы России по международным делам Леонид Слуцкий рассказал, что Москва допускает возможность обмена пленных бойцов «Азова» на Медведчука. «Мы изучим вопрос возможности обмена Медведчука на „азовцев“. Не мы — ЛДПР, а те люди в Москве, которые имеют такие полномочия», — сказал депутат.
Со слов Зеленского, труднее всего было включить в список обмена морпехов и пятерых командиров «Азова» — Сергея Волынского (позывной «Волына»), Святослава Паламара («Калина»), Дениса Прокопенко («Рэдис»), Олега Хоменко и Дениса Шлега. При содействии Эрдогана их включили в список с условием, что до конца конфликта они будут за пределами Украины — в Турции.
Среди 215 пленных, которых отпустила Россия, были также 10 иностранцев, среди которых пять граждан Великобритании, двое — США и по одному из Марокко, Швеции и Хорватии. Девять из них участвовали в боевых действиях в рядах Иностранного легиона Украины, и одного подозревали в шпионаже в Запорожской области. Всех иностранцев представители принца Салмана вывезли в Саудовскую Аравию, откуда они отправятся на родину.
Кого обменяли помимо командиров «Азова»
Кого вернули в Россию кроме Медведчука — неизвестно. Минобороны и журналисты, допущенные на аэродром Чкаловский, куда прилетел борт с военнопленными, не назвали ни одного имени. Информация о том, что среди них были российские пилоты не подтвердилась.
Список освобожденных украинских пленных появился в тот же день. В нем есть несколько известных имен.
Например командир 1-го отдельного батальона морской пехоты Вооруженных сил Украины полковник Евгений Бова. Он воевал в Донбассе с 2014 года, а весной 2022 года был награжден званием героя Украины «за героическую оборону Мариуполя».
Следственные органы России и ДНР подозревали его в совершении преступления по статье 356 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов войны»). Бову обвинили в расстрелах мирных жителей Мариуполя. Бывшие подчиненные дали на него показания. Так, в июне 2022 года морской пехотинец Анатолий Перец сообщил на допросе, что расстрелял мирных жителей по приказу своего командира.
«У ангара возле магазина мы заметили шесть человек гражданских. Вышли на связь с помощью радиостанции, сообщили. Команда пришла — в живых не оставлять. Мы отработали из стрелкового оружия, автоматов АКС-74М калибра 5,45 мм. Я целился в грудную клетку. Не видел, куда попадал», — рассказал на допросе Перец.
По совокупности преступлений полковнику Бове в ДНР грозила смертная казнь.
Обменяли и лидера диверсионно-штурмовой группы «Медведи SS» Александра Кравцова. Это формирование, входящее в состав «Азова», действовало с 2014 года в Донбассе и совершало диверсии в основном с помощью беспилотников. Согласно материалам уголовного дела, которое передала в суд прокуратура ДНР, их жертвами стали более 100 человек, в том числе пленные. Кравцов признал вину и рассказал, как на «Азовстали» они зарезали пленного солдата. Кравцову и его соратникам также грозила высшая мера наказания.
На свободу вышел Николай Кущ, известный под позывным «Фрост». Он вел популярный на Украине тик-ток эккаунт MrFrostovik и телеграм-канал «Танцуй убивай». Там он выложил ролик, на котором он застрелил пленного российского морского пехотинца, а затем станцевал у его трупа. В его роликах также зафиксированы мародерство, стрельба с крыш жилых домов и глумление над телами погибших
На одном из видео в канале Куща «азовцы» из БТР расстреливают группу мирных жителей, идущих по тротуару. В мониторе бронетранспортера, через который производилось прицеливание, отражается лицо стрелка, в котором позже опознали бойца «Азова» Константина Никитенко (позывной «Фокс»). Суд ДНР признал его виновным в военных преступлениях, ему как и Кущу грозила высшая мера. Никитенко также обменяли.
Ролики Куща принесли известность на Украине и его другу из «Азова» Давиду Касаткину (позывной «Химик»), который публиковал посты про убийство пленных бойцов ДНР. В сеть было выложено видео, где Касаткин говорит с пленным старшиной по имени Эдгар, труп которого потом нашли со следами пыток. Он также оскорблял главу Чечни Рамзана Кадырова, угрожал его матери и дочерям
Касаткин тоже вошел в обменный список. Кадыров в своем посте по поводу обмена «азовцев» намекнул, что Касаткин за время нахождения в плену «сполна ответил за каждое свое подлое слово, горько пожалел и слезно раскаялся в содеянном».
Кроме того, на свободу вышли медийные «азовцы»: пресс-секретарь батальона Дмитрий Казацкий (позывной «Орест»), который пел во время обстрелов «Азовстали» песню «Стефания», и Екатерина Полищук (позывной «Пташка»), по данным ДНР — снайпер, по данным Украины — гражданский медик. Она тоже стала известна благодаря видеороликам с «Азовстали», где пела песню про Бандеру.
Реакция в России
Обмен «азовцев», над которыми собирались устроить трибунал в Мариуполе, а также иностранцев, часть которых уже приговорили в ДНР к смертной казни, вызвали недоумение и возмущение не только у военкоров и военных блогеров, но и у Кадырова. Глава Чечни написал, что «крайне не доволен обменом» на украинских условиях и тем, что обменяли «азовцев».
«Я понимаю, наверху в Минобороны и ФСБ гораздо виднее, но я считаю, что признанных террористами преступников нельзя менять на военнослужащих. Я бы понял, если был бы равноценный обмен — военнослужащего на военнослужащего, агента на агента. У нас полно пленных ВСУшников, которых хоть сто к одному меняй, так еще останутся», — написал Кадыров.
* признан в России террористической организацией и запрещен