Скандальная ситуация вокруг Киево-Печерской лавры, откуда власти Украины пытаются выселить монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), остается напряженной: монахи отказываются покидать обитель, Киев продолжает давить. RTVI рассказывает, почему так ценна эта лавра, за которую идет борьба.
Как устроена Киево-Печерская лавра
Комплекс Киево-Печерской лавры — 13 храмов и три колокольни — занимает 28 гектаров земли в центре Киева. Он стоит на двух холмах, разделенных глубоким оврагом, и сообразно такому расположению делится на Верхнюю и Нижнюю лавры. В Нижней лавре находятся Ближние и Дальние пещеры с коридорами общей протяженностью около 500 метров. В пещерах погребены местные святые: 73 — в Ближних, 49 — в Дальних.
Главным соборным храмом лавры является Успенский — один из крупнейших соборов в Древней Руси, заложенный в 1073 году. В 1941 году он был полностью разрушен, в 2000 году — воссоздан. Второй по старшинству храм лавры — Троицкая надвратная церковь, возведенная в начале XII века и перестроенная 500 лет спустя в стиле украинского барокко.
Почти 23,5 гектара в Верхней лавре занимает Национальный историко-культурный заповедник. За ним закреплены 144 памятника истории и культуры, а также коллекция из более 70 тысяч предметов. В структуру заповедника входят исторические музеи, где хранятся книги, произведения декоративного искусства, драгоценности и другие предметы, имеющие историческую и культурную ценность.
Создание монастыря
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра является одним из старейших православных монастырей Древней Руси. В «Повести временных лет» упоминается, что в 1051 году подвижник Антоний, вернувшись со Святого Афона, поселился в древней пещере неподалеку от села Берестово: «Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу».
Вскоре вокруг Антония начали собираться единомышленники. В 1062 году, когда их число достигло 12, подвижник назначил одного из них — Варлаама — игуменом, а сам выкопал себе пещеру на соседнем холме. Так появились Ближние (Антониевы) и Дальние (Феодосиевы) пещеры Киево-Печерской лавры.
По мере разрастания обители, когда численность братии достигла 100 человек, Антоний попросил князя Изяслава подарить монахам гору. Там построили деревянную церковь и кельи, после чего пещеры фактически превратились в место погребения, хотя несколько монахов остались там для проведения ежедневных литургий.
Центр культуры, просвещения и медицины
В XI веке в Киево-Печерской лавре зародилось летописание. Игумен монастыря Илларион (в схиме Никон) считается первым известным летописцем Древней Руси. В том же монастыре жил и знаменитый Нестор, написавший «Повесть временных лет» в 1113 году. В первой половине XIII века в стенах лавры был написан «Патерик Печерский» — подробный рассказ об укладе жизни в монастыре и его обитателях.
В XI веке в Киево-Печерской лавре благодаря монаху Алипию, обучившемуся иконописи у греческих мастеров, начала развиваться культовая живопись и была создана собственная иконописная школа.
В XII веке черниговский князь Святослав Давыдович — правнук Ярослава Мудрого — открыл в лавре первую больницу Киевской Руси. Монастырь задолго до этого славился своими опытными целителями, за помощью к которым обращались даже великие князья. Впоследствии на базе монастырской больнице был создан Никольский Больничный монастырь с церквями, больницей и аптекой, входивший в состав Киево-Печерской лавры.
К середине XVII века при настоятеле Петре (Могиле) типография монастыря стала одним из центров православного книгопечатания всей Восточной Европы.
Примерно тогда же в стенах лавры открылась Киево-Могилянская коллегия (академия) — высшее духовное учебное заведение, проработавшее до 1817 года. Там преподавали Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и другие.
Смены собственности
Вскоре после того как в 1654 году Киев вернулся в состав Русского государства, Киево-Печерский монастырь стал ставропигией Патриарха Московского и всея Руси, а в 1786 году лавра была подчинена митрополиту Киевскому.
В январе 1918 года лавру разграбили красногвардейцы, убившие настоятеля — митрополита Владимира (Богоявленского). В 1920 году на территории обители были открыты «инвалидный городок», Музей культов и быта и другие учреждения, хотя до 1930 года в храмах велись богослужения.
В 1926 году территория лавры получила статус историко-культурного государственного заповедника и превращена во «Всеукраинский музейный городок» — комплекс музеев, библиотек и архивов.
В конце 1941 года схиархиепископ Антоний (Абашидзе) возродил в Ближних пещерах монастырь, который просуществовал целых 20 лет. Потом на территории обители функционировал только заповедник, и лишь в июне 1988 года Киево-Печерская лавра вновь стала монастырем, вернув себе сначала Дальние пещеры, а через два года — и Ближние.
С 1990-х годов в Нижней лавре функционируют объекты УПЦ МП — Свято-Успенский Киево-Печерский мужской ставропигиальный монастырь, резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. Их размещение в лавре оформлено договорами с заповедником.
С 1994 года настоятелем монастыря остается митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). Сейчас он находится под домашним арестом.
В 2013 году правительство Украины передало 79 объектов Нижней лавры монастырю в безвозмездное и бессрочное пользование, сохранив их при этом в госсобственности — как и все постройки Верхней лавры.
Ценности монастыря
В 1990 году ансамбль построек лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На территории лавры покоятся мощи канонизированных послушников, включая основателя монастыря Антония, — 73 в Ближних пещерах, еще 49 в Дальних пещерах. Кроме того, там хранятся останки богатыря Ильи Муромца и Нестора Летописца, которого считают автором «Повести временных лет». Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в Великую Успенскую церковь, но при нашествии орд Батыя их спрятали, и теперь место их захоронения неизвестно.
Доступ ко всем мощам в настоящее время закрыт по распоряжению украинских властей.
Кроме того, в лавре хранятся иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», «Всецарица» и чтимая икона Воздвижения Честного Креста Господня.
Минкульт Украины требовал, чтобы 29 марта 2023 года монахи покинули лавру, после чего собирался провести инвентаризацию находящихся там исторических и культурных ценностей. Из-за отказа впустить комиссию ведомства в помещения монастыря министерство обратилось в полицию.
Подробно о конфликте вокруг Киево-Печерской лавры RTVI рассказывал здесь.