Судьба корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковича, обвиняемого в России в шпионаже, может решиться в недавно возродившейся традиции международных обменов заключенными, которая напоминает традиции холодной войны, пишет WSJ.
«Главный вопрос заключается в том, какую форму примет такая сделка и насколько трудно будет ее согласовать», — констатирует американская газета, предполагая, что в ближайшее время, пока отношения между Россией и США «находятся на историческом минимуме» из-за украинского конфликта, подобные обмены будут совершаться все чаще.
По мнению WSJ, сложность задачи заключается в первую очередь в подборе кандидатов для сделки. Эти персоны должны быть «достаточно ценны для Москвы», и при этом Вашингтон готов их отпустить.
«Заложник для обмена». Как в России и мире отреагировали на задержание журналиста Гершковича
Издание допускает, что для обмена могли бы использоваться россияне, которые отбывают наказание за пределами США, хотя на сегодняшний день такая схема представляется «почти нереальной».
Тем не менее идея о том, что США не смогут заключить сделку с участием третьей страны, отошла на второй план: на этой неделе высокопоставленный чиновник из Белого дома заявил, что Вашингтон открыт для «креативных решений», позволяющих вернуть на родину Гершковича и Пола Уилана, который в 2020 году был приговорен в России к 16 годам лишения свободы за шпионаж. «В пределах того, что доступно по закону, мы постоянно ищем, что может быть актуальным или полезным», — признал чиновник.
Четыре гражданства и страничка «ВКонтакте». Что известно о Поле Уилане, которого в России подозревают в шпионаже
В качестве примера WSJ приводит обмен израильской туристки Наамы Иссахар, которую в 2019 году задержали в России по обвинению в хранении наркотиков, на предполагаемого российского хакера Алексея Буркова, арестованного в Израиле в 2015 году по запросу США. В результате в 2021 году Буркова экстрадировали в США и освободили, а через два месяца израильские власти добились освобождения Иссахар, которую своим указом помиловал президент России Владимир Путин.
«Выявление в последние недели предполагаемых российских шпионов — по крайней мере, некоторые из них в настоящее время находятся под стражей в Словении и Бразилии — побудило некоторых наблюдателей рассматривать их как явное потенциальное обеспечение обмена», — пишет WSJ.
Возможным кандидатом для обмена американская газета считает главного редактора литовской версии информационного агентства Sputnik Марата Касема, который был задержан в Латвии в январе 2023 года. Касем является гражданином Латвии, но несколько лет прожил в России и вернулся на родину в конце 2022 года.
Аналогично WSJ оценивает Сергея Черкасова, приговоренного бразильским судом к 15 годам лишения свободы за подделку документов и мошенничество с идентификацией личности. В марте 2023 года судья Верховного суда Бразилии предварительно согласился на запрос Москвы об экстрадиции Черкасова, но параллельно его выдачи добивается и Минюст США.
«В Бразилии в преддверии запланированного на середину апреля визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова пошли слухи о том, что он может попытаться заключить там сделку [об экстрадиции Черкасова]», — пишет американская газета.
WSJ утверждает, что сейчас в США под стражей нет ни одного обвиняемого в шпионаже гражданина России, но есть россияне, обвиняемые в киберпреступлениях или осужденные за них, — например, Роман Селезнев, которого американская прокуратура характеризует как «одного из самых плодовитых похитителей данных кредитных карт в истории». Он был признан виновным в кибермошенничестве на сумму свыше $169 млрд и, согласно приговору, останется в тюрьме до 2036 года.
Еще одним возможным кандидатом на обмен WSJ называет Владислава Клюшина, экстрадированного в США из Швейцарии в 2021 году и признанного виновным в получении $90 млн за счет торговли ценными бумагами на основе инсайдерской информации, якобы украденной путем взлома компьютерных сетей. Приговор Клюшину должен быть вынесен в мае.
И, наконец, WSJ упоминает россиянина Александра Винника, которого Минюст США обвиняет в организации незаконной торговли криптовалютой. Он находится под стражей с 2017 года — сначала в Греции, потом во Франции, а сейчас в Соединенных Штатах. Адвокаты Винника открыто настаивают на его включении в любую схему обмена заключенными.