В декабре 2019 года сложно было представить, насколько сильно изменится жизнь миллионов людей из-за коронавируа. Спустя год мы переживаем вторую волну заболевания, а с момента начала пандемии во всем мире зафиксировано около 60 млн случаев COVID-19, жертвами инфекции стали 1,4 млн человек.
Многие журналисты и пользователи интернета «отметили» годовщину появления коронавирусной инфекции 17 ноября. Все потому, что по данным South China Morning Post, именно в этот день 2019 года инфекцию впервые обнаружили у 55-летнего мужчины из провинции Хубэй — эпицентра распространения вируса.
Однако мы решили опираться на исследование, опубликованное 24 января 2020 года в авторитетном медицинском журнале The Lancet. В статье ученые указывают, что нулевого пациента с коронавирусом зарегистрировали 1 декабря 2019 года — им оказался мужчина 70 лет с болезнью Альцгеймера. Первые случаи госпитализации пациентов с COVID-19 были зафиксированы в Ухане уже в середине декабря.
На протяжении года, прошедшего с того момента, редакция RTVI следила за развитием событий, связанных с пандемией — выпускала сюжеты, истории и тесты. Предлагаем вспомнить самые важные и интересные из них.
Одним из первых, кто пытался предупредить китайские власти об опасности заболевания еще до начала его массового распространения, стал 34-летний офтальмолог из Уханя Ли Вэньлян. О его судьбе мы писали в феврале в материале «В Китае умер врач Ли Вэньлян. Он предупреждал о коронавирусе, а полиция обвинила его в распространении слухов».
Первые случаи заражения коронавирусом в России зафиксировали в конце января. Все заболевшие были гражданами КНР, которые позже выздоровели. Мы узнали, как пандемия тогда повлияла на их жизнь в российской столице. Прочитать об этом можно в истории «„Меня ударили по голове и сказали, чтобы я уезжал из России“: как изменилась жизнь китайцев в Москве после вспышки коронавируса».
Первая же волна коронавируса показала проблемы в российской медицине. О том, с какими трудностями столкнулись медработники по всей стране, мы рассказывали в апреле в материале «„Средств защиты у нас нет“: как врачам в России приходится работать во время пандемии коронавируса». А о том, как различные НКО помогали медикам, — в истории «„Ситуация, которая сложилась в здравоохранении, — чудовищная“: как помочь врачам в России».
В своеобразной ловушке оказались пассажиры круизных судов. Самым известным из них стал лайнер Diamond Princess, который в феврале оказался на карантине в порту японского города Иокогама. Всего на борту было около 3,6 тысяч пассажиров и членов экипажа из 50 стран, у 218 из них подтвердился COVID-19. Две недели им пришлось сидеть в своих каютах без возможности выйти на палубу или на берег. Подробнее об этой истории — в февральском материале «Вирусный рейс: как пассажиры круизного лайнера переживают карантин». В апреле в похожей ловушке оказались пассажиры других круизных лайнеров, о которых можно узнать в сюжете «„Мне страшно, я хочу домой“: что происходит на круизных лайнерах, на которых обнаружили коронавирус».
Вместе с пандемией практически все страны ввели ограничения или полностью закрыли авиасообщение. Из-за этого в начале апреля больше 25 тысяч российских туристов остались за рубежом. Для их возвращения власти организовали «вывозные рейсы», однако кому-то приходилось ждать несколько недель, чтобы вернуться домой. В такую ситуацию, например, попали 138 российских туристов в Саудовской Аравии. Об этом мы рассказывали в апреле в истории «„Государству просто безразличны люди“: что говорят туристы, которые оказались «заперты» в Саудовской Аравии».
Коронавирус не только отрезал многих россиян от родины. В самой России многим пришлось уйти на удаленку и перенести свое рабочее/учебное место за домашний стол. Герои майского материала RTVI «„Есть только вчера, сегодня и завтра“: как жители России переживают карантин» признавались, что за полтора месяца самоизоляции у них пропало ощущение времени. А заодно они заметили проблемы, которые копились в российском обществе годами: серые зарплаты и нелегальная занятость, слабость системы здравоохранения и образования.
Сложнее было справляться с самоизоляцией людям, которые живут одни. Кому-то пришлось отказаться от своих хобби и он начал разговаривать с мебелью, кто-то начал больше готовить дома и тосковать по отсутствию рядом близких родственников, кого-то спасают от тоски домашние животные. Подробнее об этом — в апрельском сюжете «„Читать я больше не стала, нет. Скорее больше стала смотреть порно“: как люди справляются с одиночеством в самоизоляции».
Время шло, и полтора месяца режима самоизоляции превратились в три месяца. При этом для кого-то собственный дом стал полем боя. Правда, отчет МВД в середине мая показал, что число преступлений, связанных с домашним насилием, сократилось на 7%. С этой статистикой не согласилась координатор центра по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» Маша Твардовская. Вот что в мае она рассказала RTVI в материале «„Пропали последние островки свободы“: как самоизоляция отразилась на жертвах домашнего насилия».
Пандемия изменила не только повседневную, но и религиозную жизнь России. Например, в середине марта глава русской православной церкви патриарх Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств в Москве. Священники теперь должны совершать таинства в защитных перчаткам, а прихожанам запретили целовать крест. Мы поговорили с экспертами на эту тему в сюжете «„В РПЦ никогда не пойдут на то, чтобы закрыть храмы“: как коронавирус влияет на церковь».
COVID-19 стал настоящим вызовом для ученых и медиков по всему миру. Практически сразу многие страны вступили в гонку по созданию вакцины, а для лечения заболевания начали использовать даже народную медицину. Об альтернативных способах помощи заболевшим мы рассказали в апреле в сюжете «Средство от COVID-19: чем пытаются лечить пациентов с коронавирусом в отсутствии вакцины».
Первая в мире вакцина от коронавируса «Спутник V», которую зарегистрировали в России в середине августа, вызвала вопросы у многих экспертов. В сюжете «Вакцина быстрого приготовления: почему „Спутник V“ вызывает вопросы у специалистов?» мы попробовали разобраться в этом вопросе.
Пока одни — буквально или фигурально — думали о выживании в это сложное время, другие наблюдали за стремительным взлетом своих активов. В апрельском материале «Пандемия со знаком «плюс»: какой бизнес в России выиграл от эпидемии» можно узнать, какие компании повысили доходы во время карантина.
А в сюжете «Доставка, симптомы, карантин: как коронавирус поменял поисковые запросы жителей России, США, Германии, Испании и Италии» в марте мы подробно разобрали, как коронавирус изменил поисковые запросы пользовалелей.
На что еще повлияла пандемия? Конечно, на то как мы выглядим. За время самоизоляции многие решили перекрасить волосы или вообще постричься под ноль, сделать пирсинг или даже татуировку. Почему так произошло, мы разобрали в в мае в сюжете «„Протест, который рождается от бессилия“: почему на самоизоляции мы начинаем менять свою внешность».
Нелегко пришлось студентам и школьникам. Все занятия перенесли в интернет, а zoom-конференции заменили лекции и уроки. Испытать на себе все прелести дистанционки удалось корреспондентам RTVI Лизе Паршиной и Александру Павлову. В июне они сдавали государственные экзамены и защищали дипломы не выходя из дома. Как это было читайте в блоге «„А есть ли смысл надевать штаны?“: редакторы RTVI — о том, как сдать госэкзамены и защитить диплом онлайн».
В Zoom за последние месяцы нам удалось не только учиться или устраивать рабочие летучки, но и развлекаться. Чтобы провести такую вечеринку без проблем, мы еще в апреле составили подробный текст «Как закатить лучшую онлайн-тусовку: инструкция к международному дню вечеринки». А еще на сайте мы провели собственное «Домовидение» — вместо «Евровидения», которое перенесли на 2021 год. В конкурсе участвовали песни из разных стран, все они были посвящены, конечно же, коронавирусу. Победителей в мае выбирали читатели RTVI, а послушать всех участников можно в сюжете «Домовидение–2020. Мировой конкурс песен о коронавирусе и карантине. Гала-концерт победителей».
Ну и не забывайте про наши тесты — раз «Сколько Кевин был один дома? И долго ли Рапунцель ждала принца? Тест на RTVI о героях поп-культуры в изоляции» и два «Легенды и мифы коронавируса — тест на RTVI по правде и вымыслам о пандемии».