К концу второго месяца военной операции в Минобороны России анонсировали дальнейшие шаги, которые включают не только взятие под полный контроль Донбасса, но и Южной Украины. Офис президента Владимира Зеленского, в свою очередь, заявил о подготовке контрнаступления. Несмотря на то, что Украина потеряла значительную часть своего военного потенциала, она продолжает сохранять контроль над ключевыми городами, а западные страны ежедневно пополняют ее арсенал оружия. Количество беженцев, пленных и убитых продолжает расти.
Корреспонденты RTVI вынуждены приводить данные о боевых действиях и потерях только с использованием официальной информации российской стороны. Это обусловлено введенными в России ограничениями на работу журналистов.
Военные итоги
Боевые действия
Второй месяц боевых действий был менее интенсивным, чем первый: с 29 марта до 18 апреля шла переброска российских войск, которые полностью покинули Киевскую, Черниговскую и Сумскую области, с севера на юг и восток Украины. Под контролем российской армии остаются Херсонская область и почти вся Запорожская. По данным Минобороны России, группировки войск ЛНР и ДНР при огневой поддержке Вооруженных сил России заняли соответственно 80 и 90 процентов своей заявленной территории.
Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков 30 марта заявил о выполнении задач первого этапа военной операции. «…силы противника были скованы внутри крупных городов и без штурма этих городов, вооруженным формированиям киевского режима было нанесено такое поражение, которое не позволит ему использовать эти силы на главном направлении действий наших Вооруженных Сил — на Донбассе», — пояснил он.
В Кремле вывод войск с севера Украины объяснили желанием создать благоприятные условия для мирных переговоров в Стамбуле. Однако уже 7 апреля глава МИД России Сергей Лавров сказал, что этот план не сработал, после чего переговоры сошли на нет, и Украина с Россией начали готовиться к «битве за Донбасс».
Российская армия имеет превосходство в тяжелых вооружениях и в авиации — в Минобороны говорили о значительных потерях Украины в боевых самолетах, уничтожении военных аэродромов и почти всех беспилотников Bayraktar. В Николаевской области 11 апреля впервые был сбит боевой беспилотник американского производства Kratos XQ-58 Valkyrie. Правда, сколько их на вооружении Украины — неизвестно.
Россия контролирует все основные линии коммуникаций и снабжения резервов ВСУ в Донбассе. Высокоточным оружием были уничтожены крупные военные склады, ремонтные заводы и центры подготовки бойцов Иностранного легиона во Львовской, Одесской и Николаевской областях. Всего, по данным Минобороны, на стороне Украины воевали почти 6800 иностранцев из 63 государств. Наиболее многочисленные группы прибыли из Польши, США, Канады и Румынии. К началу второго этапа спецоперации в рядах ВСУ оставались 4877 иностранцев. Около тысячи уехали домой, остальные были убиты.
В строю у ВВС Украины остаются вертолеты. Они атаковали нефтебазу в Белгороде и поселок Климово в Брянской области. С их помощью были предприняты несколько попыток эвакуировать военных из окруженного Мариуполя.
Попытки ВСУ перейти в контрнаступление были отражены на большинстве направлений, кроме Харьковской области, где им удалось занять Бисквитное, Ольховку и Малую Рогань. Именно там было снято видео с пытками и убийством предположительно российских военнопленных. По словам советника Зеленского Алексея Арестовича, серьезное контрнаступление еще впереди, но его место и время будет определять главнокомандующий.
Уже к началу второго месяца спецоперации бои по всем оставшимся направлениям приняли затяжной характер, а продвижение российских войск замедлилось или совсем остановилось. Сыграла свою роль не только весенняя распутица. Украинские гарнизоны в Харькове, Николаеве, Северодонецке, Попасной, Авдеевке, Марьинке много лет готовились к военному конфликту и выстроили мощную оборону, которую непросто преодолеть.
У Украины подготовлено много укрепрайонов. ВСУ имеет в достатке разведывательные беспилотники и средства для борьбы с танками. Кроме того, отлажена работа многочисленных войсковых комплексов ПВО, что серьезно ограничивает действия российской авиации, которая могла бы оказывать помощь пехоте.
Опыт взятия Мариуполя, а до этого относительно небольших городов (Волновахи, Рубежного и Изюма) показал, что в укрепленных городах можно не только разместить несколько тысяч солдат, но и укрыть их от превосходящей огневой мощи противника. Чем больше город, тем он удобнее для обороны.
Если на 23 марта ВСУ контролировали 25% территории Мариуполя, то 21 апреля министр обороны России Сергей Шойгу сообщил Путину, что город взят под контроль.. Однако в катакомбах под заводом «Азовсталь» (территория в 160 гектаров) укрылись около двух тысяч украинских солдат. Российский президент принял решение не проводить штурм, а продолжить артобстрел и ждать, когда они сдадутся из-за нехватки еды, воды и боеприпасов.
На Донбассе никакого отличия первого этапа спецоперации от второго в тактике и в направлениях ударов и контрударов пока не наблюдается. Российские войска, совместно с силами ЛДНР, продолжают попытки прорвать оборону ВСУ в Луганской области в районе Попасной, Северодонецка и Рубежного, а в Донецкой области в районе Авдеевки, Новобахмутовки и Марьинки. Также ведется продвижение в тыл Донбасской группировке ВСУ — из Харьковской области в сторону Барвенково и с юга из района Великой Новосёлки по направлению на Курахово.
Потери
Министерство обороны России 25 марта сообщало, что за время военных действий российские войска потеряли 1351 человека убитыми и 3825 ранеными. 7 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эфире телеканала Sky News рассказал, что Россия понесла значительные потери, но никаких цифр не назвал.
22 апреля Минобороны России отдельно сообщило, что из членов экипажа затонувшего крейсера «Москва» погиб один человек, пропали без вести 27. По версии Украины, «Москву» подбила украинская армия с помощью двух крылатых ракет «Нептун». Российская сторона не подтверждала эту информацию. В Минобороны говорили, что на борту крейсера вспыхнул пожар, из-за него детонировал боекомплект, и «Москва» затонула во время аварийной буксировки.
Донбасские республики ведут отдельный учет потерь, по данным омбудсмена ДНР Дарьи Морозовой, в силовых структурах ДНР с 1 января погибли 1426 человек. Ранения получили — 5766 человек. В ЛНР подобную статистику не публикуют.
О военных потерях со стороны Украины Министерство обороны этой страны не сообщало ни разу. Советник президента Украины Алексей Арестович объяснил это так: «Цифры, конечно, есть. Я их знаю с точностью почти до человека, но не назову… Это просто запрещено. Это государственная тайна, во-первых. А во-вторых, это может помочь противнику оценить эффективность его действий».
Единственный, кто приводил данные по потерям, — Владимир Зеленский. После пятнадцати дней конфликта, 12 марта, он называл цифру в 1300 погибших. 16 апреля, в интервью CNN, Зеленский рассказал, что военные потери Украины составили от 2,5 до 3 тысяч погибшими и около 10 тысяч ранеными.
По данным российского Минобороны на 18 апреля, «реальные задокументированные безвозвратные потери украинской стороны» в ходе боевых действий составили 23 367 человек.
Количество российских пленных Минобороны России не сообщало, но то, что они есть — не отрицало. За время спецоперации, прошло пять обменов пленными.
Общее количество попавших в плен украинских солдат — более 3,5 тысяч человек. Большинство из них военнослужащие 36-й бригады морской пехоты, которые сдались после окружения в Мариуполе. Среди них четыре иностранца — два гражданина Великобритании, один Марокко и один Сербии.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека с начала боевых действий по 22 апреля на Украине и территориях, контролируемых ДНР и ЛНР, погибли 2435 гражданских лица и 2897 получили ранения. Большинство жертв — от обстрелов из тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня, ракетных и авиационных ударов. В ООН отметили, что реальные потери среди мирного населения, скорее всего, значительно выше.
После выхода российских войск с севера Украины, где тяжелые бои шли в предместьях Киева, а города Буча, Ирпень и поселок Гостомель неоднократно переходили из рук в руки, там были обнаружены трупы гражданских, в убийстве которых украинская сторона обвинила российских военных. В Министерстве обороны России назвали эти утверждения провокацией и подчеркнули, что российские военные не причастны к убийствам мирных жителей. В ведомстве отметили, что все российские подразделения полностью вышли из Бучи, где нашли большинство убитых, 30 марта, и за то время, что поселок находился под контролем российских войск, «ни один местный житель не пострадал».
Ситуация с переговорами
Если в первый месяц военных действий Россия и Украина пытались выработать контуры мирного соглашения, то в апреле власти обеих стран высказывались о таких перспективах пессимистично. Так, еще 1 апреля глава российского МИД Сергей Лавров утверждал, что в диалоге с Киевом было «движение вперед» — в частности, по вопросу внеблокового статуса Украины и статуса Крыма и Донбасса. Уже 7 апреля он говорил, что Украина представила новый проект соглашения с Россией, и в нем отошла «от важнейших предложений», которые стороны зафиксировали на встрече в Стамбуле 29 марта. «В том стамбульском документе украинцы четко сформулировали, что будущие гарантии безопасности Украины не распространяются на Крым и Севастополь. Во вчерашнем же проекте эта четкая констатация отсутствует, вместо нее предлагаются размытые формулировки о некоем эффективном контроле, причем по состоянию на 23 февраля», — рассказал Лавров.
Украинские власти в апреле заявляли, что вопрос окончания боевых действий будет решаться «на поле боя» и пока не готовы идти на уступки. «Это [сражение за Донбасс] не будет локальная операция, учитывая то, что мы видим по подготовке России к этому. У России есть свой план, у нас есть свой, и результат этого сражения будет решен на поле боя», — говорил в начале апреля глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба. 17 апреля в интервью американскому телеканалу CBS он утверждал, что контактов между Украиной и Россией на высоком уровне в последние недели не было.
Дальнейшие планы
Российская армия на втором этапе военной операции должна установить полный контроль над Донбассом и Южной Украиной, что позволит создать сухопутный коридор в Крым и «получить выход в Приднестровье». Такие цели назвал заместитель командующего войсками Центрального военного округа генерал-майор Рустам Миннекаев. Он подчеркнул, что «в Приднестровье также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».
Миннекаев, возможно, имел ввиду Молдову, где на днях запретили использовать георгиевские ленты. Приднестровье — это непризнанная республика, которую Молдова считает своей частью. У России на территории Приднестровья находятся военные базы, а от 10% до 13% его жителей имеют российские паспорта. На западе этот регион граничит с Молдовой, а на востоке с Украиной (Одесской и Винницкой областями).
Фотография: Alexei Alexandrov / AP
Что касается Южной Украины, то в российской историографии она включает в себя: Запорожскую, Николаевскую, Одесскую, Херсонскую, Днепропетровскую, Харьковскую, Донецкую и Луганскую области.
Слова Миннекаева нельзя считать официальным заявлением Минобороны. Он сделал эти комментарии, выступая на собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области. В Кремле пока что говорили только об «освобождении» Донбасса.
Экономические и гуманитарные последствия
Давление на российскую экономику
Несмотря на санкции, курс рубля возвращается к уровням начала февраля, отметил Путин 18 апреля. По состоянию на 22 апреля доллар на Московской бирже стоил 75,4 рубля, а евро — 80,1 рубля. Банк России также объявил о смягчении режима валютного контроля. Срок продажи валюты экспортерами увеличился с трех до 60 рабочих дней.
Недельная инфляция после бурного роста цен в конце февраля — начале марта замедлилась до 0,22%. В годовом выражении она, однако, продолжила разгон и достигла 17,62%. В Минэкономразвития считают, что тенденция к снижению темпов роста инфляции пока сохранится
Спад ВВП России в 2022 году может составить 11,2%, прогнозируют во Всемирном банке, и существенного восстановления в краткосрочной перспективе там не ожидают. По оценкам экспертов ВБ, экономика России вырастет на 0,6% в 2023 году и на 1,3% — в 2024 году. Объем услуг по итогам 2022 года сократится на 13,2%, а промышленность — на 8,8%. В сельском хозяйстве ожидается рост на 1% и в текущем году, и в двух следующих. Инфляция в 2022 году прогнозируется на уровне 22%, в 2023 и 2024 годах — 13% и 8% соответственно. Одновременно Всемирный банк ожидает сокращения инвестиций на 16,9%, экспорта — на 30,9%, импорта — на 35,2%. Доля граждан за чертой бедности увеличится в 2022 году с 11% до 12,8%.
В будущем России предстоит столкнуться с новыми вызовами, предупреждает российский финансовый регулятор. «Период, когда экономика может жить на запасах, конечен. И уже во II — начале III квартала мы войдем в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Основные проблемы будут связаны с ограничением на импорт, логистику внешней торговли и возможными ограничениями на экспорт российской продукции, уточнила она.
Директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов отметил, что на первом этапе трансформация российской экономики будет сопряжена с разрывом устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек. За этим последуют последствия для спроса, рынка труда и доходов, что дополнительно повлияет на экономику. Далее будет происходить «обратная индустриализация», или «индустриализация на основе развития менее передовых технологий». «На этом этапе, который может занять несколько лет, в результате реализации инвестиционных проектов произойдет частичное импортозамещение технологий и производств, доступ к которым потерян», — полагает аналитик. По его мнению, после этого периода Россия достигнет нового баланса. «На завершающем этапе будет происходить постепенный и длительный возврат к прежним технологическим уровням. При этом возможны локальные технологические прорывы по отдельным направлениям», — считает Морозов.
Экономические потери Украины
Прямой ущерб инфраструктуре из-за боевых действий по состоянию на 11 апреля превысил $80 млрд, следует из подсчетов Министерства экономики Украины и Киевской школы экономики. На тот момент в ходе боевых действий были повреждены дороги, жилые здания (общей площадью 37 тысяч кв. м), а также несколько сотен детских садов, образовательных и медицинских учреждений и промышленных предприятий. Ущерб также нанесен 54 административным зданиям, 277 мостам, десяти военным аэродромам, восьми гражданским аэропортам и двум морским портам, перечисляют украинские аналитики. Подсчеты основаны на сообщениях обычных граждан, которые те отправляют вместе с фотографиями разрушений через специального бота, а также на публичных заявлениях властей.
Как писало издание The Atlantic со ссылкой на собственные источники, близкие к экономическому руководству Украины, бюджет страны находится в глубоком дефиците, который может достигать около $7 млрд (3,5% ВВП) в месяц. Министр финансов Сергей Марченко допускал, что дефицит бюджета-2022 в марте составил $2,7 млрд и вырастет до $5-7 млрд в апреле-мае. Для сравнения в 2021 году бюджет Украины был исполнен с дефицитом примерно в $6,7 млрд (около $557 млн в месяц). Президент Зеленский запрашивал у Запада $7 млрд для поддержания экономики. Кроме того, украинские политики и западные эксперты призывают кредиторов реструктурировать или списать долги Киеву.
В общей сложности из-за урона, понесенного Украиной в ходе боевых действий, объем украинского ВВП по итогам 2022 года может сократиться на 45%, следует из прогноза Всемирного банка (ВБ). Такого в истории страны еще не было — это падение в три раза больше, чем в 2009 году из-за финансового кризиса, и в четыре раза больше, чем после военных действий Донбассе в 2014 году. В ВБ ожидают сокращения инвестиций на 57,5%, экспорта — на 8-9%, а импорта — на 70%. «В зависимости от продолжительности боевых действий доля населения, живущего за актуальным прожиточным минимумом, может достигнуть 70% в 2022 году», — допускают аналитики ВБ. Они добавили, что степень сокращения украинской экономики будет зависеть от хода военных действий.
Беженцы
Число беженцев, покинувших Украину с начала спецоперации, превысило пять миллионов, а еще больше семи миллионов покинули родные места, но не страну, следует из данных Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. На первом месте среди стран, куда направляются украинцы, остается Польша, которая приняла почти 3 млн человек. В общей сложности 12,65 млн человек напрямую пострадали от боевых действий, оказались в зоне боевых действий или не смогли покинуть страну.
Если допустить, что доля вынужденных переселенцев составит 40%, как во время конфликта на востоке Украины в 2014-15 годах, то покинувшими родные дома окажутся 11 млн человек. Такой прогноз сделали аналитики Венского института международных экономических исследований (WIIW). Если же эта доля достигнет 60%, как в случае с гражданской войной в Сирии, то этот показатель может составить более 17 млн, из которых восемь миллионов уедут за рубеж..
Алексей Сочнев, Евгений Пудовкин